Надо признать, (даже ярым противникам либерализма и капитализма), что капиталистический способ производства обеспечил высочайшую эффективность общественного труда благодаря частной инициативе, энергии и воле к созиданию раскрепощенных свободных людей, но также и благодаря жесточайшей конкурентной борьбе за выживание среди сограждан. Если взглянуть с самых общих позиций, то следует подчеркнуть: главное революционное преобразование в общественных отношениях при переходе к капитализму – снижение градуса агрессии и силового противостояния граждан, смена идеалов в обществе и переход от военной доблести к гражданской (в критериях буржуазной этики ). Если в эпоху феодализма каждый мужчина должен был носить при себе холодное оружие, и клинком отвечать на вызов, то новые отношения «гражданского правового общества» стали характеризоваться гражданским противостоянием с использованием гражданского права и института судов. Противоречия между людьми стали разрешаться в суде. Появилась регламентация социальных отношений - правила морали, предписывающие определенное поведение в обществе и законы, запрещающие недопустимые действия одних граждан в отношении других.
(Разумеется, сказанное относится к идеальной схеме капитализма и демократического общества. В реальности культ силы сменился культом денег, но и это было большим шагом вперед на пути гуманизации общества).
Организация буржуазного порядка демократического общества явила собой очередной прорыв человечества на пути к созданию общества социальной гармонии.
***
Интересно, однако, рассмотреть структуру механизма внутреннего развития социальной системы с политическим строем, именуемым капитализм и посмотреть на него с точки зрения кибернетики, при этом учитывая, что в социальных информационно-энергетических системах энергетические элементы (генераторы силовых импульсов) – субъекты действия, это люди, которые обладают свободой воли, интеллектом и способностью совершать физическую работу. Последнее не отменяет физическую суть процессов, происходящих в системе, но определяет внутренние процессы, происходящие в ней, их направленность и общую фазовую структуру в динамике, а также возможности внешнего управления действием субъектов через введение (или изменение), структуры внешних обратных связей .в системе, а также внутренних, в самом субъекте (человеке, с его психической, интеллектуальной и сакральной мотивацией действий).
В самом обобщенном виде любое общество можно представить, как развивающуюся энергетическую систему. Ее эффективность можно характеризовать мерой согласования действия входящих в нее энергетических элементов, а результат - энергетическим импульсом с определенной фазовой структурой, который и есть полезная деятельность общества (конкретно - это все изготовленные, предметы, сооруженные здания, все произведения культуры…, а также полученные знания).
Результатом жизнедеятельности общества является как производство материальных вещей, что можно трактовать как производство культуры в материальном виде, добывание знаний – причинно следственных связей между явлениями окружающего мира - результатов физических и интеллектуальных опытов, и как формирование в процессе производственной и социальной деятельности самого человека – творца.
Общество существует в динамике, человек живет и функционирует ограниченное время, и получает с рожденная в процессе обучения определенное воспитание, а также общие и профессиональные специальные знания, умения и навыки, которые использует в процессе профессиональной деятельности, и пополняет новыми знаниями, умениями и опытом. Т.о. человек является частью общества, как социального организма, и с одной стороны пользуется плодами работы предыдущих поколений и современников, а с другой – пополняет копилку общественного богатства во всего его видах.
Очевидно, что перманентной задачей любого общества является выращивание смены, которая принимает трудовую вахту от предыдущих поколений, и затем передает ее следующей, при этом наращивая потенциал знаний и умений, и т.о. повышая эффективность общественного производства и функционирования общества в целом. .
Переходя от рассмотрения внешнего проявления действия субъектов, входящих в социальную систему, к формальному представлению их действия в физической модели, их можно трактовать как генерацию импульсов сил в некотором направлении. Действие каждого субъекта будет характеризоваться импульсом некоторой амплитуды и фазы (направления). И т.о. все возможные виды индивидуальных действия субъектов мы представим совокупностью генерируемых импульсов. Это и будет «пространство возможных действий». При этом можно использовать как механическую модель системы, так и электрическую (так привычнее для специалистов в области обработки сигналов).
Дальше надо определить существующие виды волеизьявлений, их номенклатуру. Волеизьявление можно представить вектором единичной амплитуды с некоторым направлением. Вся совокупность возможных волеиъявлений также представляет пространство, аналогичное пространству действий, но не полностью совпадающее с пространством действий, оно может быть шире, ибо желания, как правило, превышают возможности.
Т.о. любой социальный процесс можно представить как совокупность действий субъектов, проявивших некоторое волеизявление, обладающих определенной силой, и ограниченной в той или иной степени свободой действий. Любое социальное действие т.о. может управляться извне изменением мотивации субъекта, обладающего свободой волеизьявления, либо введением внешних ограничений на свободу действий каждого из субъектов.
Именно с этих позиций мы и будем в дальнейшем рассматривать общество, как самоуправляющуюся и развивающуюся энергетическую систему.
Смысл управления, как известно состоит в том, чтобы малыми энергетическими управляющим и воздействями изменять направление мощных энергетических потоков. В социальной системе - обществе управление людьми осуществляется весьма малым энергетическим воздействием - словом, которое вызывает у субъекта определенное волеизъявление. Но чтобы поведение было требуемым, нужно чтобы у него было правильное воспитание. Воспитание – это программирование субъекта, вложение в него определенного алгоритма действия, той или иной реакции на то или иное воздействие, определенного стереотипа поведения. Воспитать – значить сделать человека управляемым, вменяемым, мотивированным, культурным, способным взаимодействовать с другими субъектами и исполнять команды, если их приоритет выше личных устремлений. (желаний).
Этику поведения мы будем трактовать как вложенную программу мотиваций действий путем воспитания в детстве и юношестве, а психофизические первичные потребности будем считать естественными волеизьявлениями. Совокупность двух мотиваций, с учетом их силы, и определяет волеизьявление субъекта. А действие – его физической силой и внешними ограничениями.
Вся история капиталистических стран Запада есть следствие внутренней мотивации всех исторических персонажей и их действий. Ничто не происходит просто так, все определяется какими-либо причинами. Закономерный ход исторических процессов определяется волей и устремлениями человека, а природные аномалии лишь вносят случайную составляющую в них. И потому стоит рассмотреть историю формирования характера западного человека в самом обобщающем его виде, и трансформацию нравственности буржуазного общества с момента его возникновения до наших дней.
Но прежде рассмотрим сам процесс воспитания с позиции той физики и кибернетики.
Воспитание как формирование мотивационных основ поведения личности
Целью воспитания человека является привитие ему определенных правил - норм поведения. Собственно человек становится таковым из биологического существа, «сырца», которое появляется при рождении именно воспитанием. При отсутствии оного выросший ребенок, обретая вид взрослого человека, интеллектуально не отличается от животного, становится «Маугли», причем сформировавшись, уже не может развиваться интеллектуально и стать полноценным человеком (только в кино). Поэтому так важно давать правильное воспитание с детства, когда человек восприимчив к внешнему влиянию.
У человека, как живого организма, есть физиологические потребности, они даются ему природой, от рождения. Подчиняясь их зову и осуществляя необходимое для организма действия, он испытывает чувство удовлетворения, удовольствие, или бурное наслаждение – оргазм. Сила чувства определяется степенью необходимости совершения этого действия и мерой требуемых для его выполнения затрат биологической энергии. Так самец в поисках самки, а затем в погоне за ней и оплодотворении затрачивает огромное количество энергии, наградой за действо является испытываемое им ощущение. Так спортсмен победе долгих лет изнурительных тренировок, испытывает счастье, восходя на пьедестал победителем. Так счастлива мать, прижимая к груди долго вынашиваемое только рожденное дитя.
Удовлетворяя свои физиологически обусловленные потребности, человек, как и любое животное, в некотором смысле вынужденно (тем, кто заложил в него эти потребности) осуществляет определенные действия с учетом внешних условий и обстоятельств. Одни потребности возникают чаще, другие реже, удовлетворение их определяет «фазовый рисунок процесса жизнедеятельности» биологического существа. В принципе интеллектом обладают все живые существа, способные приспосабливаться к окружающей среде, и совершать действия с учетом окружающих условий. Другое дело, что они имеют разный его уровень, который с точки зрения кибернетики и теории информации определяется способностью накапливать, перерабатывать и использовать полученную в предыдущих действиях (опытах) информацию для совершения эффективных требуемых действий. Конкретнее: интеллект характеризуется способностью живого существа (или робота) на основе всего жизненного опыта и результатов текущих наблюдений прогнозировать развитие внешней ситуации и выбирать наиболее выгодную стратегию поведения. При этом выгода трактуется кибернетикой как минимизация энергетических затрат на произведение необходимого действия (и так оно есть в жизни), а поскольку все реальные процессы в природе носят вероятностный характер (т.е. до некоторой степени детерминированы, до некоторой - случайны ), оптимальная стратегия подразумевает «минимизацию средних потерь» , как говорят специалисты «минимизацию среднего риска» (т.е. действия планируются т.о., чтобы минимизировать энергетические затраты в предположении, что изменение условий будет происходить в соответствии с рассчитанным законом поведения математического ожидания состояния внешней среды).
Примечание . Разумеется живое существо не задумывается над тем, как у него происходит процесс «мышления», ( да и большинство людей), но они «думает» и принимают решения, выбирают стратегию действий именно так. Понимание этого процесса и появление ЭВМ позволило создать искусственное существо, способное выполнять те же действия, что и человек, но при том лишенное своей воли – робота - идеального послушного исполнителя.
Наличие собственной воли у человека делает его поведение в большой мере непредсказуемым, тем не менее, во многом он управляем. Существуют разные возможности управления. Их можно разделить на две группы:
- способы внешнего управления «методом кнута и пряника», награждая удовольствиями за правильные действия, и наказывая болью за нежелательные;
- способы внутреннего управления, которые можно разделить на два рода:
1. изменение психики и физиологии
2. изменение внутренней мотивации действий
Самыми эффективными валяются всегда способы внутреннего управления.
Первый способ изменения психики человека достигается созданием определенных условий, при которых у человека искажается восприятие реальности, он не воспринимает ее адекватно, и действует не исходя из объективно своих (пусть даже очевидных физиологических потребностей ), а исходя из «сдвинутой» логики поведения. Такому можно поставить задачи, которые он воспримет как должную, и он будет ее выполнять. Это психическое зомбирование.
Второй способ сводится к изменению физического состояния человека. Это может быть лоботомия – удаление определенных участков головного мозга, что приводит к изменению логики его поведения, т.е. психологии. Но может быть удаление некоторых органов, например – оскопление, что приводит к исчезновению половой функции, и половых желаний. Психика становится более спокойной, меняются устремления, уменьшается уровень агрессии, преобладающей становится трудовая мотивация. Таким способом люди добивались требуемых качеств животных, делая из жеребцов спокойных меринов, а из ослов – мулов. Но и по отношению к людям применялись эти способы. Мальчиков оскопляли для получения из них евнухов, религиозных служителей, певчих церковного хоря. Они переставали быть полноценными, но были хорошо приспособлены для выполнения требуемых функций.
Более щадящим способом достижения требуемого (обществом или хозяином) поведения человека является воспитание. В определенном смысле воспитание тоже является насилием на личностью, однако, это не только оправданное действие со стороны общества (родителей, хозяина), но обязательное условия формирования психологии социального человека. Именно воспитание делает его как такового, отсутствие же его приводит к тому, что из ребенка вырастает дикарь. Воспитанный человек – значит культурный, который может взамодействать с окружающими, понимать и считаться с их интересами, т.е. быть полноценным участником социальных процессов. Воспитание – это привитие определенных свойств, будь то человеку, собаке или даже растению. Помещенный в определенные условия человек (как любое живое существо) вырабатывает определенные навыки поведения (условные рефлексы), которые позволяют ему действовать эффективно. Эти навыки, закрепляясь, становятся привычками – заготовленными стереотипами действий (которые доказали временем свою эффективность). И человек их использует, не задумываясь, инстинктивно. Т.о. он становится «рабом своих привычек».
Привычка – это настрой человека ( и его организма на бессознательном уровне) на определенные действия. Сформировавшись, привычки определяют образ поведения человека, он становится для него естественным, и действуя в соответствуя им человек получает физическое удовлетворение, и даже более того. Так регулярные физические упражнения, войдя в привычку, доставляют удовольствие, мышцы сами эпизодически требуют работу, и когда получают ее, дают в мозг сигналы радости. Есть понятие «мышечная радость», это состояние которое испытывает здоровый человек совершая то или иное действие, и чувствуя, что организм работает как слаженный механизм.
Организму свойственно привыкать. Он привыкает к физическим нагрузкам, психическим, интеллектуальным. Совершая те или иные действия, он совершенствуется, и делает их все более эффективно. Это совершенство он ощущает, и это приносит удовольствие (так танцор у доставляют удовольствие отработанные и красивые изящные, а значит эффективные движения, и потому его так тянет танцевать. Так же и спортсмену теннисисту хочется играть в теннис, а горнолыжнику делать бесконечные чисто резаные повороты). Возможность совершать действия, которые он привык совершать, и благодаря которым научился быть эффективным, человек воспринимает как внутреннюю свободу, и испытывает нормальное ощущение бытия, которое и есть счастье. «Привычка свыше нам дана, замена счастию она», сказал замечательно точно поэт. А еще он же: «»на свете счастья нет, а есть покой и воля». (так говорил Пушкин, которому судьба дала способность любить и быть любимым, поэтический талант, способность творить и выражать свои чувства, внутренне свободный и не испытывающий страданий материальной нужды, так он сформулировал главные внутренние потребности человека - иметь покой, т.е. быть свободным от страсти, и волю - т.е. иметь желание действовать )
Говорят, «человек привыкает ко всему». Это не совсем так, но, безусловно, ко многому. Именно на этом построено воспитание. Мальчишек в суворовском училище заставляют прибирать с утра постель, делать зарядку, приучают к дисциплине, ответственности, самоконтролю и многому другому. И они становятся гвардией – людьми способными эффективно решать боевые (и не только) задачи, стержнем здорового общества. Капитализм, как социальная система, создавал своих апологетов, свою гвардию, определявшую нравственные устои общества и принципы его существования. Ее пополняли дети из добропорядочных буржуазных семей, воспитанные в духе буржуазной трудовой этики. Получившие изначально заряд культуры и знаний, они становились главной движущей силой общества, его трудовым и интеллектуальным ядром, задающим его идеологию, цели и смыслы существования..
Что есть воспитание с точки зрения физики и кибернетики?
(управление энергетическим элементом через изменение параметров цепи обратной связи)
Рассмотрим принципы построения технических энергетических систем (электронных устройств) вырабатывающих импульсы разной (заданной ) формы. По своей физической сути процессы в них, при том, что они гораздо проще, аналогичны энергетическим процессам, происходящим в обществе. Но эта простота, сохраняющая при том главные свойства процессов, позволяет их моделировать и исследовать, во многих случаях это можно сделать, отвечая на некоторые вопросы, даже умозрительно.
Деятельность людей заключается с одной стороны в формировании непосредственно энергетических потоков, которые приводят к созданию предметов культуры, будь то предметы утилитарного пользования или средства производства. Эти вещественные предметы являются в конечном итоге совокупностью фрагментов материи в разных фазовых состояниях, определенным образом размещенных в пространстве. (Если это машины и механизмы, то они сами способны вырабатывать определенные энергетические процессы). Но с другой стороны в процессе деятельности формируется сам человек, его психика, физиология, стереотипы поведения, трудовая этика (.т.е. отношение к труду и к участникам совместного труда).
***
Любе устройство – энергетическую систему можно представать себе как черный ящик, на вход которого поступает материя – энергия с определенными фазовыми состояниями фрагментов, и определенным расположением их во времени – пространстве, а на выходе которого эта материя-энергия преобразуется в некий вещественный сгусток – (или) энергетический импульс. Преобразование фазовых состояний фрагментов сгустка материи требует затрат внешней энергии, его результат - новое фазовое состояние является полезной работой. Преобразование идет с некоторым КПД (коэффициентом полезного действия).
Рассмотрим электрическую физико-математическую модель общества – социальной энергетикой системы.
Энергетическая система - ЭС состоит из энергетических элементов, взаимодействующих друг с другом. Смыслом ее функционирование является выработка сложных энергетических импульсов, состоящих из совокупности простых импульсов, определенным образом размещенных во времени , т.е. имеющих разные фазовые состояния. Совокупный импульс со своим рисунком фазовых состояний, входящих в него элементарных импульсов, и есть искомый результат произведенного действия - работы ЭС, выполненной на данном этапе времени. В следующем этапе процесс, произведенный в первом этапе, может повториться, но может и измениться. Последовательность сложных импульсов во времени и есть совокупная работа, произведенная всеми ЭЭ системы на отведенное время.
Т.о. в принципе, функционирует любая энергетическая система. Задачей управляющего этой системой заключается в том, чтобы по требованию заказчика ( кто он пока не рассматриваем) формировать выходной энергетический импульс с заданной фазовой структурой ( т.о. можно представить любой изготовленный предмет и любую выполненную работу). О величине предмета и объеме работы, как и о затраченной энергии пока не говорим, они не существенны, и тут мы подразумеваем нормировку. Нас интересует именно содержание работы управленца системой, а масштаб определяется всего лишь множительным коэффициентом – его опускаем.
В чем же состоит смысл управления энергетической системой? Очевидно в том, чтобы каждому элементу задать свое направление действие в пространстве и времени т.о., чтобы в целом их совокупность сформировала итоговый импульс с требуемой сложной фазовой структурой (заметим, что эта структура однозначно определяет и временную форму импульса, т.е. распределение во времени или пространстве мощности генерируемой системой энергии, которое требуется).
При этом перед управленцем стоит и вторая задача, количественная – обеспечить такое взаимодействие ЭЭ, при котором они вырабатывают максимальную полезную мощность. Для этого управленец - «эффективный менеджер» должен сгруппировать все элементы в группы согласованно направленных элементов, дать им возможность действовать независимо (разнести их в пространстве или времени), и затем сложить результаты работы.
Т.о. действует «управленец» технической системой - инженер разработчик, закладывающий жесткие алгоритмы ее работы, либо критерии эффективности действия искусственного интеллекта, управляющего системой, в том случае, когда система работает автономно. Так же поступает полководец, управляющий военными действиями армии , так же действует и любой управленец, руководящий работой производственного коллектива.
***
Однако возможности управленца общества ограничиваются «человеческим материалом».
Ведь он не является неким абстрактным ЭЭ, которым можно управлять как фазовым состоянием элемента антенной решетки с помощью вставленной последовательно в цепь фазосдвигающей цепочки. Но, как было указано выше, и человеком можно управлять различными способами.
Принципиальным отличием социальной системы является то, что у человека есть воля и разум. В чем-то это хорошо, а в чем- то плохо, в зависимости от того, совпадают целевые установки работника – воина – исполнителя с волей управленца, или нет. Если не совпадают, то перед управленцем встает дилемма: или нейтрализовать негативные действия противостоящего субъекта, или найти способы воздействия на него т.о., чтобы изменить его целеустановку (мотивацию действий). Очевидно, что нейтрализация связана с энергетическими потерями, но если этого не произвести, то потери будут еще больше. Идеальный вариант – перепрограммирование исполнителя - ЭЭ. Именно это и является самой сложной и актуальной задачей любого руководителя. (это то, что делает Д. Сорос в России через сеть своих организаций и представителей «пятой колонну», ведущих активную пропаганду толерантности среди детей, терпимости к инакомыслию, а в сущности уничтожению русского национального самосознания ).
Как это делается? Выше об этом было сказано, но рассмотрим этот момент подробнее, иллюстрируя примерами из технических систем.
Пусть результатом действия технической системы является генерация импульса с определенной фазой и амплитудой. Если требуется ускорить или замедлить процесс, т.е. повернуть вектор сигнала против или по часовой стрелке, то надо ввести обратную связь через блок, обладающий соответствующим комплексным коэффициентом передачи. Т.о. мы используем энергетику ЭЭ, но поворачиваем его фазу (затрачивая на это весьма малую энергию). При этом в общем случае могут быть получены разные результаты в зависимости от параметра цепи обратной связи.- фактора обратной связи - b.
Если сигнал с выхода усилителя подается на его вход в той же фазе, что и поступающий от внешнего источника сигнала, то он с ним складывается, т.о. осуществляете положительная обратная связь, при этом коэффициент усиления увеличивается, напротив, если подается в протвофазе, то осуществляется отрицательная обратная связь и коэффициент усиления падает. Если же в цепь обратной связи последовательно включается дополнительно реактивный элемент, то выходной сигнал изменяется по фазе. А если цепь обратной связи характеризуется комплексным коэффицентом передачи, (т.е. четырехполюсник в цепи обратной связи характеризуется как активной, так и реактивной проводимостью), то в этом общем случае выходной сигнал изменяется и по амплитуде и по фазе.
Т.о. управленец, используя усилитель, как источник энергии (мощности), может
- либо осуществлять принудительное управление, задавая самостоятельно управляющие сигналы (затрачивая на это некоторую энергию), и получая от усилителя их усилительную копию (простой исполнитель указаний).
- либо осуществлять опосредованное управление, изменяя параметры обратной связи, при которых усилитель (ЭЭ) становится генератором импульсов (сигналов разнообразной формы, т.е. фазовой структуры)., и т.о.» самостоятельно» (действуя автономно, но по заданной программе) вырабатывает сигналы требуемой формы (т.е. выполняет требуемую работу).
Эти два способа получения мощного энергетического потока требуемой фазовой структуры можно трактовать как прямой, непосредственный, и опосредованный, через использование запрограммировано действующих ЭЭ. Программирование, простейшее, заключается в установлении в цепь обратной связи в общем случае цепочки с комплексным коэффициентом передачи, паромеры которой определяют амплитуду и фазу выходного сигнала (энергетического процесса.). В самом общем случае в цепь ОС может быть поставлен сколь угодно сложный фильтр, обладающий сложной фазовой характеристикой, именно эта характеристика задаст структуру выходного сигнала единичного ЭЭ.
Действуя подобным образом с каждым ЭЭ, входящим в систему, объединяя их в структуру с помощью внутри системных связей управленец может получать сколь угодно сложную и разнообразную структуру выходного энергетического потока ( т.е. производить любую работу, используя энергию исполнителей, с требуемым результатом).
В этом и состоит работа управленца – в установлении параметров связей как внутри каждого ЭЭ, входящего в систему, так и параметров внешних связей, объединяющих ЭЭ в систему ( между индивидуумами – субъектами – исполнителями – работниками - воинами). Энергию выделяют они, а управляет ей он, получая желаемый фазовый рисунок энергетических фрагментов сигнала (или пространственную структуру вещественных фрагментов материи – предметов материального производства).
***
Но перейдем к конкретному работнику. Как управлять им исходя из приведенных примеров управления техническими системами?
Аналогия прямая. Генератором энергии является человек – ЭЭ. Он может быть слепым исполнителем, для этого надо лишить его воли, и заставить слепо подчиняться. В этом случае он становится сугубо энергетическим элементом (ЭЭ), совокупность таких ЭЭ – воинов представляет дисциплинированную, но безынициативную армию.
Во втором варианте исполнителю – воину – работнику задается общее направление - цель. Он движется к ней, исходя из окружающих условий, в режиме самоуправления. А вся группа ЭЭ входящая в систему т.о. действует согласовано и максимально эффективно. Преимуществом такой системы является то, что не надо постоянно управлять каждым индивидуумом – ЭЭ, а достаточно поставить изначально общую задачу. В этом случае используется интеллект каждого исполнителя, а также текущая информация, которую он получает на месте своими средствами разведки и наблюдения – органами чувств и приборами.
Но для того, чтобы второй вариант управления был возможен, надо чтобы каждый исполнитель был способен к самостоятельным действиям, а также готов к сотрудничеству с другими ЭЭ. Первое достигается образованием, второе - воспитанием.
Как осуществляется воспитание?
Целью воспитания является привитие живому существу, обладающему волей и способностью совершать требуемые от него физические действия, свойства адекватно - однозначно определенно реагировать на внешние воздействия (которые являются командными управляющими энергетическими импульсами). Например, . на первое воздействие некоторого вида у него будет первый вид ответной реакции, на второй вид входного воздействия - второй вид реакции, и т.д. Т.о. целью воспитания является (в пределе) формирование из субъекта действия, обладающего свободой воли и непредсказуемого в своем поведении послушного биоробота, Так объезжают дикого скакуна, добиваясь от него выполнения определенных действий по приказам хозяина (понукание, шпоры, плетка). Однако за животным (субъектом) оставляется право действовать по своем усмотрению, когда нет приказов (гулять и щипать траву и пр. сугубо физиологические действия).
Если речь идет о воспитании человека, то очевидно, степень изменения глубины его обработки воспитанием может быть разная. При воспитании воина солдата осуществляется муштра, т.е. из человека делают практически послушного раба. Разумеется, воспитание будущего командира осуществляется по другому, оно сводится не просто к слепому выполнению команд, но к привитию определенной мотивации поведения (это осуществляют политруки, священники и капелланы). При этом ему дается право принятия тех или иных решений в определенном диапазоне, т.е. определенная свобода выбора и действий. Важно при этом, чтобы он следовал заданной общей мотивации.
Но каким бы не было воспитание, какой бы глубины не достигало, по сути, оно является насилием, принуждением.