ФИЗИКА КУЛЬТУРЫ И ЖИЗНИ

 

ЧАСТЬ 4

 

 

16. КУЛЬТУРА – ГАРМОНИЯ И ПОРЯДОК

 

Примечание 1. Если данное ранее, в п.1, определение «культуры», как характеристики «полезности» объекта/процесса для Жизни, отражало как бы его «содержание», суть проявления и предназначение – то данное определение «культуры», как «гармонии и порядка» – отражает ее «форму», которая обеспечивает вышеуказанное «содержание».

 

***

 

Это, данное в заглавии, «формальное» определение культуры, возможно, самое лучшее ее определение. Поскольку включает два основных проявления культуры.

 Первая часть определения - гармония – это проявление волнообразных процессов (или, попросту, волн) в Жизни, отражающих ее содержание, в действии, по временной оси. Одновременно это и – порядок движения, то есть чистота формы функции колебания, в самом простом варианте – чистой синусоиды, выраженный в спектральной области одной линией; а, в реальной жизни, очень узкого, по полосе занимаемых частот, спектрального «всплеска», на резонансной частоте колебательной системы, в данном случае контура, с большой добротностью Q. При этом относительная ширина такой линии спектра, то есть отношение ее частотной полосы, по уровню спада энергии в два раза, до 0,5 от максимального значения, к центральной, резонансной частоте контура, будет равно величине, обратной Q. Порядок процесса определяется (проявляется), более выражено, в частотно – спектральной области, где все гармоники сигнала (функции) расположены на определенных расстояниях друг от друга, подчиненных какому-то закону. Например, музыкальному нотному ряду, где аккорды состоят из частот, расположенных на кратных расстояниях, что придает звуку интересную приятную «окраску» (это есть отражение биений частот, проявляющееся в модуляции огибающей несущих частот). В музыкальной октаве, от верхнего до нижнего «До», отношение крайних частот составляет 2, а разбита она еще на 8 нот (не считая «диезов» и «бемолей»), по закону кратных чисел. (Музыканты это знают лучше, наверняка об этом есть много литературы, в «теории музыки»). Из этих нот люди ухитряются извлекать все «чистые краски» для описания мира звуков, удивительно!

 

 Вторая часть определения - порядок – отражает также строгость, регулярность, соразмерность, и т. д.  – формы, конструкции (объекта) и разных их составляющих, в статике, в потенциальной форме энергии (как вид материи), «застывшем» порядке. Это тоже «гармония», но только не динамики, (как в волновых процессах), а статики, формы. Например – кристаллы (снежинки, алмазов, металлов). «Черная дыра», «антизвезда» – сверхплотный шар, это тоже сверх порядок, плотно уложенные ядра, в большой «кристалл». (При такой плотности солнце заняло бы  размер футбольного мяча).

Отступление.

Сейчас обнаружена одна «черная дыра», №….., (две буквы, четыре цифры), которая стремительно движется в направлении Земли, со скоростью 20 тыс. км в час. При этом по пути «пожирает» все звезды и планеты, что попадаются в поле притяжения, и от этого приобретает дополнительное ускорение. Если скорость ее не изменится, то она может приблизиться к Земле уже через 6 тысяч лет. (Подробности можете узнать на радиоканале «Звезда»).

***

Гармония и порядок – это единство формы и содержания. (Прим. А значит, и Культура – это тоже единство, соответствие формы и содержания объекта. Назовем его 17-м определением «культуры»).

Гармония во временной области (упорядоченная соразмерность волн) отражается порядком в спектральной (частотной) области, (и наоборот). Порядок – в спектральной области, в виде упорядоченного расположения линий по частоте, по определенному закону (в простейшем случае пропорционально кратным натуральным числам – простым, их долям, четным или нечетным), отражается (проявляется) в гармонии волновой функции. Например, такое их расположение дает мелодичные «аккорды» звуковых гармоник, в результате их биений, по научному «интерференции» (музыкантам хорошо известны). И наоборот, неупорядоченное, не регулярное или плохо упорядоченное (где закон их соответствия плохо прослеживается) расположение гармоник, в сочетании, дает звуковую «кашу»,  «какофонию» (в лучшем случае «шум», где гармоники все равномерны по всей частотной оси).

***

Другим хорошим примером гармоничности и порядка является оптимальный подбор расстановок антенных элементов в ФАР, о котором мы неоднократно писали. В тех наших давних работах, которыми мне лично пришлось плотно и долго заниматься, были исследованы разные законы таких расстановок, обеспечивающие антенне наибольшую точность пеленгации объекта при наибольшей надежности его обнаружения, и наименьшей вероятности ошибки ложного обнаружения. В результате были найдены такие «оптимальные» («гармоничные») расстановки элементов, и «порядок» их расположения, которые обеспечивали наилучшие результаты функционирования, в равных габаритах антенного полотна и общем количестве антенных элементов.

***

Примером гармонии и порядка в биологии, в садоводстве – является плодовое дерево, идеально сформированное по кроне (и, естественно, корневой системе, о ней говорят меньше, поскольку мене доступна для формировки – но она не менее важна, просто это делать приходится один раз – при посадке, методом расправления корней): с правильной ярусной кроной, оптимально прореженное и обрезанное; с симметрично расположенными ветвями, равномерно по окружности или в плоскости (в плодовых стенках), и т. п.

В моей прошлогодней работе делается попытка доказать, что «культура» формы, (структуры, конструкции) кроны плодового дерева непосредственно влияет на многие параметры дерева, такие как: удельную продуктивность, урожайность и скороплодность, выносливость: зимостойкость – по всем 5 видам, засухоустойчивость; долговечность;  одномерность плодов, одновременность созревания плодов; способности к гибкой адаптации при смене условий произрастания и другие. И что «культура» формы объекта неразрывно внутренне связана с «культурой» процесса его функционирования, энергетического обмена. (Для чего использовались методы спектрального анализа, в области временных и пространственных частот.) Даны рекомендации по расчету ключевого параметра «культурность» - отражающего уровень интегрального качества плодового дерева, и других параметров дерева, на базе предложенных физических моделей, а также использования методов спектрального анализа, (в области временных и пространственных частот).

Заметим, что параметр «культурность» здесь отражает не только сортовые «биологические, физиологические» характеристики, внутренне, генетически, присущие дереву, «естественные»; но и приобретенные искусственно, с помощью внешних «упорядочивающих», «организующих» воздействий, на форму и конструкцию дерева – например, с помощью регулирующей обрезки, разных видов, что улучшает удельную энерго обеспеченность тканей дерева; или с помощью внесения дополнительных удобрений, повышающей удельную обеспеченность массой корней (см. прим. 2). Важен только фактор влияния всех входящих в процесс параметров на итоговый результат его функционирования, с точки зрения повышения его эффективности по выполнению «полезной» - для Жизни задачи, то есть увеличивающей уровень организации материи, в данном случае по преобразованию «простой» минеральной материи в более сложную органическую, в процессе биосинтеза.

Прим. 2. Здесь необходимо отметить тонкий момент. Само по себе внесение удобрений, повышающее удельную плодородность почвы (содержание гумуса и минералов в единице объема почвы, что отражается параметром «культурность» почвы), еще не повышает «культурность» дерева, в строгом точном смысле – так как не улучшает его внутреннюю структуру, ее качество, отражаемое параметром «культурность». Однако повышение плотности содержания питательных веществ в почве создает более высокие («культурные») окружающие условия для обеспечения жизнедеятельности разветвленной корневой системы, насыщенной всасывающими окончаниями. И тем самым, по закону «согласования культур объекта и окружающей среды» (4-й закон Абакумова, о культуре), такая более богатая, «насыщенная», высоко «культурная» почва соответствует более высокой «культурности» деревьев, поэтому допускает возможность (рекомендует в качестве оптимального) использования деревьев с более высокой собственной культурностью (то есть насыщенностью элементами, «сложностью», в данном случае по корневой области).

Таким образом, по влиянию этой агромеры на конечный результат (повышение удельной продуктивности, являющейся показателем для определения «культурности» дерева по нашей методике, да и в обычной практике, где такие указанные «мелочи» не разделяют, при рассмотрении)  - это мера будет эквивалентной  (хотя и не равной по точному смыслу) такой «чистой, по содержанию, меры повышения «культурности», как оптимальное формирование структуры кроны, в заданных ее габаритах.

Прим. 3. Важно отметить также, что в данной работе нас более интересуют внешние «конструктивные» факторы влияния на «культурность» плодового дерева (типа всех видов искусственного  формирования оптимальных структур крон, и прочих «внешних воздействий, вроде агромер по улучшению содержания почвы), чем сортовые, (что более важно для селекционеров – создателей новых сортов, занимающихся улучшением их качественных биологических показателей). Поскольку лишь они (первые) находятся в распоряжении садовода-практика, причем как методы «чистого» влияния на «культурность» дерева (через улучшение организации его внутренней структуры, и тем ее оптимизации, под окружающие условия); так и методы косвенного, «опосредованного» влияния на конечную повышаемую «культурность» дерева, возможную (и допустимую) благодаря улучшению условий окружающей среды (внесения дополнительных удобрений, искусственного полива, а в скором будущем и применения больших теплиц для садов «закрытого грунта»).

 

4.1. ОТСТУПЛЕНИЕ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ФУНКЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ФОРМЫ ОБЪЕКТА, ВО ВРЕМЕННОЙ И СПЕКТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТЯХ

 

Уровень культуры любого сложного объекта (или процесса) хорошо, практически полностью, отражается в одном периоде колебаний функции его работы, (см. прим. 4) через форму этой кривой, во временной области: отношение максимальной и минимальной величин энергий функционирования, на интервале одного периода; относительную ширину основного «импульса» (можно отразить через параметр «скважность») или линии («лепестка»)  спектральной функции; относительной высоты подъема (в положительной полуволне, над средней линией по мощности) или глубины провала (в  отрицательной полуволне, под средней линией); крутизне фронтов импульсов или подъемов-спадов на функции, напряжения или энергии, в спектральной или временной области.  Для простой – одноконтурной колебательной модели, чисто синусоидальной, достаточно знания просто отношения максимальной и минимальной значений мощности, на интервале периода. Для более сложных процессов, (т. е в общем случае), может понадобиться спектральный анализ функции - т. е. исследование с помощью преобразования Фурье, в частотно-спектральной области, где порой легче выделить организованную «сосредоточенную» «полезную» составляющую сигнала, отражающего функцию работы исследуемого объекта, в сравнении ее с уровнем шума, чем анализируя сигнал (моделирующий процесс) во временной области.

Прим. 4. Аналогично тому, как в молекуле содержится вся информация о химических свойствах данного вещества. Или как в одной почке дерева содержится информация о генной структуре всего дерева, данного сорта, со всеми его параметрами.

(Конец отступления).

***

Аналогично можно найти и уровень культуры (параметр Ук, «культурность») формы объекта, либо с помощью анализа в области пространства (периодических проявлений в конструкции, структуре объекта, через размеры элементов и расстояний между ними); либо с помощью анализа в области пространственных частот, где упорядоченность структуры проявляется в степени «узости», (сгруппированности) спектральных составляющих конструкции объекта и организованности (упорядоченности) их взаимного расположения, по определенному закону. (Например, в простейшем случае, с кратной расстановкой гармоник пространственного спектра, по закону нормальных чисел, или их дробей).

 

Отметим связь некоторых параметров объекта с его параметром «культурность», а также формой функции на интервале одного ее периода. То есть приведем пример «временного» и «спектрального анализа» объекта, (с целью выявления его «рабочих» характеристик, основных параметров) с помощью объяснения формы функции его «работы» (мгновенной мощности процесса) во временной или в частотно-спектральной области.

 [Заметим, что аналогично можно исследовать и форму объекта, на его интегральное качество, определив параметр «культурность», по пространственным (конструктивным) характеристикам объекта (т. е. его форме), или, если это удобнее и нагляднее – то исследуя его в области пространственно-временных частот (то есть в пространственно-спектральной области). Такой анализ проводился в моей прошлогодней работе, помещенной на сайте в апреле 2012 г, «О физике культуры плодового дерева», ч. 4. Здесь подобных примеров – анализа культуры объекта  в области пространственных частот - приводить не будем.]

 

Рассмотрим пример анализа «временной» характеристики жизнедеятельности (одного периода сезонного функционирования, массо-энергетического обмена) плодового дерева.

По относительной ширине импульса (колокольной формы) мощности процессов сезонного обмена, в моментах (узких временных «зонах», интервалах периода) около 1/4Т и 1/3Т, можно судить о «культурности» дерева данного сорта (параметр Ук, равный «добротности» колебательной системы - главной интегральной качественной характеристики плодового дерева, с учетом совместного влияния сортового и агротехнического факторов). [Это первый способ определения Ук – годный только для сложных, «многочастотных» по спектру, систем, которые имеют явно выраженный импульсный характер, со скважностью импульсов много больше единицы. Я даже не уверен – что такие есть в природе – разве что на севере, где экстремальные условия и резко заторможен рост. Для «простых», одночастотных в спектре – систем он использоваться не может, для этого есть два других способа определения Ук, см. ниже]. А также, в частности, о концентрации (во времени) ростовых, вегетативных процессов (вначале лета) и генеративных, созревания (плодов и тканей древесины) во второй половине летнего сезона (одномерности плодоношения). И, кроме того, получить относительную оценку удельной продуктивности (попросту, в обиходе – урожайности), вследствие увеличения общей эффективности обменного процесса, и уменьшения непроизводительных потерь (в соответствии с определением «культурности», как функции КПД «работы» дерева.

Более применимы, по-видимому, окажутся два следующих способа определения Ук. Первый способ - по отношению максимальной и минимальной величин мощности обменных процессов на интервале одного периода (сдвинутых на четверть периода). (Это уже второй способ его графического определения, единственно пригодный для «простых», «одноконтурных» в модели и «одночастотных» - в спектральном представлении - систем).

А уже по этому параметру, Ук, можно определить также:

- скороплодность и долговечность дерева;

- его экономичность (по преобразованию минеральных веществ в органические с помощью процесса биосинтеза, связанную с общим КПД «работы» дерева), а также по передаче энергии по тканям дерева (по высоте дерева, в частности);

- выносливость дерева данного сорта, а именно:

а) морозостойкость (максимальные выдерживаемые морозы в середине зимы) и  зимостойкость (по четырем ее компонентам, то есть устойчивость к перепадам температур в разное время зимы и весны) в зимний период;

б) засухоустойчивость разных видов, по времени и продолжительности – в летний период;

в) устойчивость к летним прохладам, избыточным дождям и прочим «выбросам» погоды, разным по времени, фазе вегетации, продолжительности (косвенно, на качественном уровне);

г) устойчивости к быстрым (импульсным) и медленным (плавным) переменам погоды в году, и к переменам климатических условий за время жизни дерева, (к многолетним изменениям);

д) устойчивости характеристик (сорта дерева, с учетом влияния искусственного формирования) к изменению условий произрастания, относительно условий места выведения сорта. [Например, понятно, что менее культурные деревья более устойчивы к смене условий и могут жить в более широком их диапазоне. Хотя и толку от них меньше. Более культурные деревья дадут более высокие продуктивность, в хороших условиях – но гораздо критичнее к их отклонениям от «нормальных» - как по «частоте» воздействий (обратной длительности сезона), так и по уровню «культурности» окружающей среды (по интегральному теплу за год и к уровню обогащения почв).

Используя графики функций, и данные по природному (плюс искусственное) насыщению среды теплом и питанием (отражаемым параметром «культурность» среды, в данной зоне) – можно оценить даже количественно (хотя, наверно, с невысокой точностью)  такой параметр дерева, как «устойчивость к смене условий», для разных исходных данных - по дереву и для условий в обоих случаях – «до» и «после» переноса из одной зоны в другую.]

 

Можно определить количественно параметр «культурность», для «простых» (одночастотных, одно «гармонических», «моноколебательных») систем, и третьим способом - в спектральной области. В этой области параметр «культурность» (уровень культуры Ук, аналогичный по физическому смыслу параметру «добротность» колебательной системы Q - в случае «простой», одноконтурной колебательной системы), находится как величина, обратная относительной ширине полосы частот «лепестка» (так выглядит реальная «размытая» линия спектра), по уровню половинной мощности, в диапазоне («окне») частот от 0 до fo, (то есть, фактически – к fo).

То есть Ук есть величина, равная (примерно) отношению несущей частоты сигнала к ширине полосы «лепестка», которая равна, заметим, полосе пропускания контура с добротностью  Q, имеющего такую же резонансную частоту, как данная частота спектра,  (минус 1, для точности). То есть точная формула для определения параметра «культурность» запишется в следующем виде:

Ук=(fo / дельта f) – 1 = Q                            (4.1.)

 

 Четвертый способ нахождения Ук - отношение пиковой амплитуды функции (напряжения сигнала, в радиотехнической модели) в максимуме спектрального «лепестка», к среднеквадратичному значению боковых (шумовых «фоновых») спектральных составляющих сигнала. Ук  =  Uмакс/ Uскв  бок.

По сути – для «простого» сигнала – это отношение сигнала к «белому» шуму (сигнал/шум по мощности, Рс/Рш, обеспечиваемый при пропускании смеси одночастотного «гармонического» сигнала с шумом через полосу контура - в роли фильтра):

 Ук=Рс/Рш = Q                                 (4.2.)

Это отношение, Рс/Рш, мы назвали «коэффициент различимости».

Для «сложного» («многоспектрального», «многопозиционного» сигнала - типа фазо-кодо-манипулированного, в радиотехнике), имеющего сложный линейчатый спектр, с большим количеством достаточно одномерных гармоник, Ук определится как отношение одной такой гармоники, к мощности шума, собираемой в интервале между гармониками. Или как число таких гармоник в полосе сигнала (или элементов сигнала во времени), равных его базе N (за вычетом 1, для точности):

Ук = N-1                                            (4.3.)

(Обычно, при N гораздо больше 1, единицей пренебрегают, полагая упрощенно, что Ук= N, т. е. базе сложного сигнала, как аналога любой «системы»).

 

Прим.5. Каким бы образом, из названных, мы ни определяли параметр «культурность» дерева, интерпретация связи характеристик исследуемого объекта – плодового дерева, здесь – не изменится и будет та же, вне зависимости от того, как и каким способом находился параметр «культурность» дерева).

 

18. КУЛЬТУРА – ЭТО ВЫРАВНЕННОСТЬ ПАРАМЕТРОВ.

 

Это одно из главных проявлений культуры, ее «формы», обеспечивающей ее «содержание» - высокую эффективность (качество, кпд и т. д.) функционирования объекта Жизни, то есть получение максимальной продуктивности - при фиксированных затратах ресурсов (массо-энергетических и пространственно-временных).

Например, в плодовом дереве, как показано в моей работе «Коммунистические принципы интенсивного садоводства», все законы оптимальной формировки крон дерева «вьются» вокруг максимального выравнивания параметров конструкции дерева (равной высоты скелетных ветвей, по концам; равномерно размещения листьев – и веток в кроне; равной величины листьев, плодов на дереве; одновременного и максимально выровненного их роста и созревания; ….. и т. д., и т. п.).

Другой пример, тоже из садоводства. У «культурных» современных сортов (плодовых деревьев) селекционеры всегда добиваются максимально выровненных главных параметров сорта:

 урожайности (правильно говорить о продуктивности, удельной, нормированной на единицу занимаемой деревом площади или объема пространства), включающей скороплодность, (и, связанно – «правильную» естественную крону – компактную, низкую, умеренно облиственную);

качеств плодов - вкусовых, витаминных, внешнего вида (размеров, окраски), их лежкости;

выносливости – прежде всего зимостойкости (по 5 ее видам), засухоустойчивости;

устойчивости к парше (выделяем отдельно из-за особой важности).

Если оценивать каждый такой параметр в бальной системе (например, по 5-ти бальной), то наиболее высокий коэффициент культуры Ук будет у тех деревьев, у которых не просто все параметры на высоте, (хорошие, с оценкой не хуже 4 баллов), но, прежде всего, нет слабых мест. (Как известно, по русской пословице: «Где слабо – там и рвется»).

Наиболее правильно оценивать общий «культурный» уровень сорта не как сумму главных параметров (по методу В. И. Сусова), а как их произведение (здесь влияние слабых параметров на общую оценку сорта будет намного весомее).

Вопрос, как лучше отобрать количество основных  параметров, для интегральной оценки качества сорта – в данном случае не важен. Здесь важно только то, что они должны быть независимы (не коррелированны), (чтобы не учитывать, частично, дважды одно и то же), и максимально выровнены межу собой, как по величине, так и по важности (как весовому коэффициенту, для учета).

Математическое отступление-пояснение

 

Пусть общий параметр культурности Ук (дерева или любого другого объекта, не важно) является произведением нескольких параметров, каждый из которых имеет эН разных значений. Если общее количество таких значений, всех параметров, одинаково, (их арифметическая сумма), то максимальная величина их произведения будет при максимально выровненных отдельных параметрах, по количеству содержащихся в них различимых положений («ступенек»). То есть, при равной сумме всех возможных значений, всех участвующих параметров, (как членов произведения, в общем параметре «уровень культуры» Ук) – максимальная величина их произведения будет при их максимальной выровненности, по величине.

Пример. Пусть в параметре Ук участвуют всего два входящих «подпараметра», с общей суммой положений, равной 12. Представим, что в первом случае они не равны: один имеет два независимых состояния, а другой – оставшихся 10. Тогда их произведение, определившее «площадь» возможных значений, (параметр Ук), будет равно  2 х 10 = 20.

Во втором случае положения в обоих параметрах распределены поровну, по 6. Тогда общая их «площадь» зоны параметров составит  6 х 6 = 36. Что почти в 2 раза (точнее – в 1,8) больше, чем в первом случае.

Этот «коэффициент потерь» в оптимальности (уровне культуры Ук, в нашем понимании здесь), как раз отражает потери от «неравномерности» параметров. Назовем его «коэффициентом потерь от неравномерности» параметров, сокращенно Кпнр). Этот простой пример наглядно показывает математический «механизм» влияния неодномерности (элементов системы) на общую эффективность системы.

Особенно удобно было бы показать такой эффект на примере информационных систем, или просто сигналов, имеющих несколько независимых параметров, распределенных по нескольким ортогональным осям. Например, если таких параметров три, а всего число возможных их состояний равно 12, то наибольший, максимальный «объем» информации, содержащейся в такой системе (сигнале), будет при равном числе состояний по каждому, из входящих в систему, параметров, равному 4: то есть 4 х 4 х 4 = 64.  Любое другое, отличное от равномерного, распределение этих состояний между тремя параметрами будет ухудшать параметр «культурность» объекта. Так, например, при распределении количества состояний по трем параметрам, как 2:3:7 (в сумме тоже 12), их «культурность» - параметр Ук – составит всего 2х3х7=42, то есть уменьшится, по сравнению с максимально возможной величиной «культурности, (равной 64 при равномерном распределении между всеми параметрами), примерно в полтора раза (точнее, в 64/42=1,52 раза=Кпнр).

 Прим.5. Количество возможных, «различимых» состояний, по каждому параметру N, можно считать, в первом приближении, при больших N, параметром «культурность» Ук для данного параметра. Если точнее, то они отличаются на единичку, и связаны соотношением:  Ук= N-1.

 

Можно и по другому интерпретировать преимущества от выравнивания внутренних параметров (элементов) системы: что при равном их количестве, по каждой оси (измерению), у системы будет наименьший объем. (На практике это пример шара, который имеет наибольший объем при наименьшей поверхности и наименьшем радиусе, который равен одинаковому размеру, по каждой из трех осей ординат.)

Прим.6. Это определение культуры, данное в данном пункте, есть проявление культуры, отраженное «6-м законом Абакумова, о культуре», «законом оптимального выравнивания «культурностей» внутренних параметров сложного объекта».   (см. «отступление», в конце предыдущей части 3 данной работы «Физика культуры»).

 

19. «квадрат Малевича»  - символ «бескультурья», «антикультуры», вырождения (буржуазного искусства)

 

Чтобы понять, что такое «культура», надо понять, от противного, что такое полное «бескультурье»? Как нулевую точку отсчета для дальнейшего определения уровня культуры, «культурности».  Так вот такой символ полного «бескультурья» есть, создан «гениальным» художником, (от слова «худо» - как говорили в нашем детстве учителя о нерадивых детях, малюющих на заборах) - Малевичем. Это его печально знаменитый «Черный квадрат» - полотно в рамке, замазанное густой черной краской («цветом» ее назвать нельзя, потому что не то, что цветовой составляющей, но даже просто никакой «яркостной», «белой» разного уровня, по шкале «серого» - не обладает). Заметим, что «белый» цвет – это аналог т. н. «белого шума» - представляющего собой равномерный спектр гармоник по всей частотной оси. (Т е. они там есть, но они так равномерно тонко «размазаны» и расположены так близко по оси частот, что мешают проявить себя друг другу, смешиваясь в однородную одномерную энергетическую «кашу», и, в результате, не могут сорганизоваться, чтобы сконцентрировать усилия в «определенном направлении» - моменте времени, проявить суммарную пиковую мощность и произвести «полезную» работу – например, по перемещению объекта.)

«Буржуазные» реформисты, пытающиеся оболванить людей, (чтобы легче было ими управлять, в своих корыстных целях, «безнасильственным» путем), пытаются, всеми силами, оторвать их от реальных ценностей и целей по их достижению. В частности, от подлинного, «возвышающего» «классического» искусства, лишив здравого смысла, веры в свои способности самостоятельно оценивать явления Жизни, права на собственные суждения, мнения и даже свободные «крамольные» мысли, не совпадающие с их навязываемыми обществу «духовными ценностями», в том же «современном модернистском» искусстве. «Квадрат Малевича», возведенный в культ «буржуазными» спецами от искусства, выставляется как выдающий образец «чистого» искусства и «великого смысла» (правда, неизвестно чего), доступный для понимания только «избранным», к коим они себя причисляют.

Так что же на самом деле представляет это «произведение искусства», «Квадрат Малевича», по нашей оценке, с помощью введенного критерия культуры, параметра «культурность», описывающего физическую суть объекта? А ничего не представляет, ровным счетом, ибо несет абсолютный «ноль» информации. Такая информация, а вместе с нею и некий философский смысл, был бы, если бы автор удосужился отразить хотя бы одну яркую белую точку, «звездочку» - на черном фоне полотна картины. (Тогда суммарная информация об объекте «звездочка» на картине равнялась бы произведению информации о ее положении на полотне, в его плоскости, по двум осям ординат, на информацию об относительной яркости «звездочки» - ее «контрасту», равной количеству градаций разрешения по яркости. Одна такая градация – величина ступеньки - равна, в свою очередь, минимальной яркости «фона», то есть «черного» поля, которая отражает его отличие от абсолютно «идеально» черного, реально не достижимого.). Такая точка могла бы означать, например, рождение Жизни в океане мирового Хаоса.

Конечно, можно додумать за автора все, что угодно – ведь раз информации ноль, то ничего другого не остается. Например, что мы (человечество) стоит еще на самом дне «искусственного» мира, пока в полной «дикости» и даже на ее «энергетическом дне», в энергетическом вакууме… И что «пути господни неисповедимы» - все дороги ему вроде бы открыты, но неясны; и даже их возможность – тоже… Короче – можете умствовать каждый сколько захочет. И всегда будет прав, потому что обратное доказать ему никто не сможет (ну нет информации – и все тут!).

Но настоящее искусство все же не это – когда человека оставили один на один с дикостью мира, и предложили, думай, что хочешь. Это как если человека бросили человека в воду, как кутенка, и сказали – плыви куда хочешь и как можешь, если хочешь жить. А настоящее искусство то, которое направляет к нужным берегам, в нужном направлении, и учит при этом «плавать», (думать); то, что вызывает лучшие чувства и мысли, «возвышает» человека; то, что работает на ускорение развития Жизни, на прогресс.

***

В качестве такого примера, в современном изобразительном искусстве, приведу картины художника И. Прищепы. (Две картины которого, в эстампе, мы приобрели этим летом в нашем поселковом магазине). На одной из них представлена моя уютная «малая Родина» - Подмосковье. На ней изображена извилина небольшой реки, милой поему сердцу, каких я повидал немало в наших краях – это Протва – река моего детства, Ока, Дубна, Пра и другие. Стоит прощальная золотая осень, желтые листья берез отражаются с дерева и плавают в реке, рядом пробегает тропинка на этой стороне и видна дорожка на той, подступающая к воде – наверное, водопой для скотины. Песчаный склон, одиночные красные кусты, поздние цветочки; вдали лесистые холмы, уходящие к горизонту. На другой стороне реки, на выступе излучины – суровый смешанный лес, могучие ели устремляются в небо, он отражается в холодной воде и манит неизвестностью. Светлая синь неба, с легкими белыми облаками – поры прощального «бабьего лета». На картине отражены три стихии Природы, в своем великом единении: Земля, Вода и Небо. Столько положительных эмоций, связанных с радостными воспоминаниями о прошедшей жизни, несущих подъем духа, на фоне грусти, желания «творить» - дает каждый взгляд на эту картину, порой вынужденный, (поскольку она висит над моей постелью, прямо против входа в нашу основную, небольшую комнату деревенской избы, единственно обогреваемую). Картина как бы светится жизнерадостным огнем зрелой Жизни, на переходе между летом, временем действий, и долгой зимой, когда начнется подготовка к новому ее циклу, уже в следующем году. Это любимая моя пора года.

Другая картина, того же художника, отражает мою «большую Родину», (по матери я волжанин, хотя бывал там мало, только в детстве-юности). На ней показан замечательный вид, с высокого холма, на слияние двух больших рек. На вершине холма – большая раскидистая сосна, отражающая золотой свет от коры. Мрачные сине-фиолетовые воды рек сливаются в общий поток, плавно уносясь в необъятные дали страны. На другой стороне реки, за ее рукавом, образующим остров, до горизонта леса, леса и леса, по холмам, в голубой дымке неба, рек и озер. Это может быть слияние рек северной России (Камы и Белой, например), или даже сибирских рек. Эта картина, (которая висит в другой нашей «северной» комнате, холодного прируба избы), более тревожная, отражение далекого «большого мира» - не так «греет» родным уютом, как первая, (в этих  полноводных реках можно легко и утонуть), зато больше заставляет мобилизоваться, приготовиться «к труду и обороне», как говорили в «наше» время. (Кстати, вчера В. Путин призвал вновь ввести в стране значка «Готов к труду и обороне», и учитывать его при поступлении в ВУЗы и т. п. Такой «серебряный» значок висит у меня на стене гаража, в деревне, рядом с наградным знаком «Ударник Х11 пятилетки», на полотне,  вместе с большой коллекцией значков, собранных за время путешествий по стране. Жена при ремонте выкинула «хлам» из квартиры). И хотя эта картина не так, трудолюбиво и бережно, выписана мелкими деталями, (то есть несет меньшую зрительную информацию, в точном ее математическом значении), но зато полностью несет большую заложенную «смысловую нагрузку». Что и требуется от искусства.

Конечно, не все так примитивно просто. Талант художника, мастера - в отличие от самых современных фотокамер, отражающих мир со сколько угодно высокой детальностью и информативностью – состоит как раз в том, чтобы сконцентрировать красоту мира, а не передавать все подряд. Ни одна фотокамера не заменит картины мастера, умеющего выделить в картине, порою скупыми мазками, главную суть изображаемого. И тем дать море впечатлений и пищи для плодотворный фантазий и вдохновений человеку – уже на подсознательном уровне. Как хорошие стихи, с туманными образами, но такие притягательные, вызывающие желание думать, додумывать и многократно к ним возвращаться, перечитывать – пытаясь разгадать смысл. Но то совсем другое дело…

Пока писал, пришло на ум еще одно хорошее определение «культуры». А поводом этому послужил случай. Вчера мне пришлось побывать в глазной больнице М. Е. Коновалова, известного глазного хирурга. Встречал брата после операции на глаз – он сильно его повредил при падении на склоне, катаясь на горных лыжах, заменяли хрусталик. Пока сидел около операционной, рядом с кабинетом М. Е. Коновалова, более полутора часов с удовольствием изучал картину художника авангардиста. На ней изображен групповой танец, похож на испанский. На первом плане пара, в которой партнерша – красивая тонкая женщина, с длинной «лебединой» шеей, поддерживаемая партнером, грациозно изогнулась, откинувшись, почти касаясь головой пола; он замер, склонясь над ней, в  темпераментном порыве. На лицах других танцующих – тоже страсть и напряжение, но даже они отображены только частично (и схематично, «просто», в нескольких мазках),  выглядывая их нарядной «кучи», полузакрытые костюмами, находящими один на другой.  Все остальное на картине – только красочный «фон», сотканный из отдельных крупных одноцветных кусков, разной формы, подобно мозаике, но они так соединены, что «все понятно», основные формы движения танцующих. Темперамент танца отражен в полной мере, в застывшей  динамике. Средства очень скупые – мало линий и самих элементов, они до предела укрупнены, но при этом выделено главное: сила молодой жизни, готовой к продолжению и развитию (на сухом «физическом» языке), концентрированная красота Жизни, в ее отдельном проявлении – «любовном танце»,  высших созданий Природы на этой Земле – людей.

В этом и состоит основная сила, суть и предназначение искусства, чтобы отражать, концентрировать, красоту и суть Жизни, выделять главное и отсеивать не важное, второстепенное. Отсюда следующее определение культуры (20).

 

20. КУЛЬТУРА – ИСКУССТВО (СПОСОБНОСТЬ) ВЫДЕЛЯТЬ (СОБИРАТЬ И ПРЕУМНОЖАТЬ) ГЛАВНОЕ, (ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ), И ОТБРАСЫВАТЬ НЕНУЖНОЕ, ПОДАВЛЯТЬ ВРЕДНОЕ.

Есть даже специальные картинки, для проверки зрения (и интеллекта) человека, в которых среди мелких деталей обозначены образы или предметы, которые надо выделить. Возможно, М. Е. Коновалов такие «авангардистские» картины специально повесил по коридорам своей глазной клиники, чтобы отразить суть зрения? Которая не в том, чтобы много видеть, но в том, чтобы много понимать и извлекать; а суть искусства, при этом, как творца «культуры» - в том, чтобы делать это наиболее эффективным образом, то есть, обходясь минимумом средств для подачи максимума «ценной», основной, «полезной» информации, называемой «сутью»? А «самый слепой тот, кто не хочет видеть», в смысле не способен выделять главное, закрывая глаза на «мелочи Жизни», отфильтровывать информационный «видеошум».

 

21. КУЛЬТУРА – ЭТО ОБРАЗОВАНИЕ И ЗНАНИЕ.

 

Это определение относится к человеку, в основном, и пояснения не требует. Заодно дадим еще несколько для него.

 

22. НЕКОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Культура – это способность концентрировать силы на решении главных задач, а мелкие при этом решаться сами собой, как говорил Лев Толстой. Умение выбора главного, важных, «полезных» (для «Жизни» в высоком смысле) целей и безжалостного отсева второстепенного, (в делах и действиях) тем более ненужного, вредного, «шумового», отвлекающего, расслабляющего (в частности, вино, папиросы, наркотики, азартные игры всех видов, включая компьютерные, тусовки и пр. «ерунду», татуировки и пластические операции, покупки ненужных вещей, бесполезные поездки и прочая жизненная навязанная «суета»).

Культура – это вошедшая в плоть привычка к труду: «Надо трудиться» - всегда подстегивал себя А. П. Чехов, даже когда плохо себя чувствовал, болел. В своих записках из курортной Ниццы, куда  он поехал подлечиться и побывать в «культурной» Европе, он писал (по смыслу): «Кругом благолепие пышной приморской природы, тепло, солнце радостно светит, цветут деревья, поют птицы – что так хочется поддаться искушению и «расслабиться». Но надо работать, работать…».

Культура - это способность доводить все начатые дела до конца. Использовать «до дна» все внутренние ресурсы (то есть выкладываться полностью, превозмогая себя) при решении всех поставленных задач и выполнении целей.  Это стремление любое дело сделать как можно лучше, как правило – более тщательно, аккуратно, качественно, красиво и т. п. (Реже – просто быстро, много – когда жизнь требует предельной скорости, а не  качества, которого бывает достаточно на определенном уровне – как то было в годы войны, например.)

Это способность наиболее равномерно распределить силы (и ресурсы) на весь отрезок деятельности (например, дистанции при беге; или продолжительности Жизни, если речь идет о «глобальных» вопросах для отдельного человека; или, пример попроще - продуктивности яблони, за весь срок ее эксплуатации). При этом в конце дистанции выдать максимальный всплеск, чтобы выложиться до конца, исчерпать себя до  предела (минимально допустимого) – что соответствует максимально прямоугольной форме функции деятельности, на отрезке (дистанции) времени, в том числе – и всей Жизни (в определенных случаях).

Это терпимость к окружающим, выдержка по отношению к ним, (включая начальников и сослуживцев). Это воля и отсутствие уныния. Целеустремленность и собранность. Это отсутствие «насилья и бессилья», что так ненавидел В. Высоцкий. Это умение понять других и способность действовать совместно, даже с идейными «врагами», в интересах общих «полезных» целей, на определенном этапе совпадающих. Это умение терпеливо ждать, когда ситуация изменится в нужном тебе направлении, чтобы помочь ей ускоренно развиться дальше, (а не «плевать против ветра», когда обстоятельства объективно складываются против тебя, надо научиться понимать «природу» событий и течения Жизни, ее «законы», чтобы их правильно использовать в своих целях).

Это постоянная учеба, по всем направлениям, (нужным, полезным» для Жизни), приобретение максимального количества знаний (потом они начинают геометрически возрастать сами по себе, в процессе их синергетического взаимодействия в мозгу), потому что «Знание – сила». Заметим, что «знание» и «информация» - это совсем не одно и тоже. Знание – предполагает понимание общих законов Жизни, и их использование, на базе полученной информации. Тогда как информация – это просто набор, сумма «упорядоченных» сигналов, отражающих состояние материи (в принятой «информационной» модели, например, электронной, такой – как память компьютера). Попросту – знание – это «переваренная», переработанная (объектом) «сырая» информации, «выжатый» из нее «сухой остаток», это «ключ», расшифрованный «код» - к полезным действиям во имя Прогресса, развития Жизни. Отсюда еще одно определение культуры человека – как способность перерабатывать (сырую) информацию в (полезное) знание.

Культура – это способность выделять «главное», суть и «отфильтровывать» лишнее - вредное или второстепенное, (информационные «шум» или «помеху»).

Культура – способность не просто концентрировать усилия, но, прежде всего – правильно выбирать направления деятельности, наиболее «полезные». (Главное – не скорость движения, но правильно выбранное направление его. Представьте заблудившегося человека – сразу поймете, что для него важнее – быстро бегать по кругу или из стороны в сторону, или правильно выбрать направление к цели, пусть идти очень медленно.)

Культура человека – это балластированное развитие – физическое и духовное (ибо «в здоровом теле – здоровый дух» - это общее правило, подтверждаемое его исключениями). Физическое развитие, как часть здоровья, отражается такими физиологическим параметрами, как. Динамический диапазон легких (отношение максимального их объема, при вдохе - к минимальному, при выдохе).  Динамический диапазон состояний сердечно-сосудистой системы: отношение максимального давления, обеспечиваемому сердцем, к минимальному. То есть «глубина» работы сердца, а также редкость его пульса. (Другой вопрос, что большое давление показывает «закупоренное» состояние сосудистой системы. Но это вынужденный «компенсаторный» физический механизм, обеспечивающий минимальные затраты на перемещение фиксированного количества крови, необходимого для работы всех органов тела – за счет повышенного износа самого сердца).

 Культура – это баланс желаний и возможностей.

Культура – это умения и развитые (образованием, тренировкой) способности, по совершению полезной деятельности для Жизни.

Культура – это способность находить радость в труде («полезном», созидательном), а не в потреблении. Чтобы отдавать, а не хапать. В том, чтобы делать «подарки» людям, а не в том, чтобы их как можно больше получать, незаслуженно. Чтобы служить всей Природе, тебя окружающей: не только людям, тем более только своим близким, а всем земным «полезным тварям», растениям, всей «материи», если угодно, стремясь всегда и везде повысить уровень порядка на Земле, а это и есть высшая Справедливость).

Культура человека проявляется в приоритете для него духовных целей  над материальными, последние только служат первым. Культурный потребляет только те вещи, что служат для его развития, тогда как бескультурный – те,  что для роскоши и разврата. Первый покупает на честно заработанные деньги оборудование для своей дальнейшей работы, второй – на огромные «неправедные» деньги – какой-нибудь «шикарный» автомобиль, дорогущие швейцарские часы, (в которых никакой объективной пользы нет – точно время сейчас определить не проблема по мобильному телефону, «засинхронненному» по эталону мирового времени), золотые унитазы, да просто вешает массивные дорогие перстни на свои лохматые пальцы (что просто мешает нормальному человеку для работы и просто в повседневной жизни). И все это только для показухи – чтобы выделиться через «форму», поскольку через свое содержание – «полезность» для Жизни – много труднее.

Самое яркое проявление «Бескультурья» - это собственная «элитарность» - в самопредствлении «человека», мнение о себе как о «богом избранном», стремление незаслуженно выделиться через «форму» - свои вещи, одежду, сан, звание (любого вида), происхождение (через заслуги своих предков), прочие атрибуты материального превосходства. Это его стремление стать «господином» («избранным») - по «определению», «происхождению», званию, должности; национальной, религиозной, классовой, сословной и прочей принадлежности и прочее. Барство, снобизм, чванливость, неуважение к «простым» людям, ко всем, кого данный тип считает ниже себя по какому-то параметру (слабее, ниже, менее красивым, менее «брутальным», другой расы, звания, должности, положения в обществе и т. п.).

 

Культура – это «умение жить» (то есть существовать так, чтобы быть полезным для Жизни – в общем и целом, в широком ее смысле, как процесса организации, развития материи, себя не исключая). И наоборот, «бескультурье» - это неумение жить, с пользой для себя и других, такие «люди» лишние, они только позорят звание Человека, напрасно потребляют ресурсы планеты и мешают всем жить. (Есть еще и «мало культурные» люди, с разной степенью концентрации «бескультурья», или, наоборот, коэффициента полезного действия, «КПД», коих большинство.). Многих, «заброшенных» с детства, людей, кому не додано любви и заботы, в нашем «демократическом либеральном» обществе, теперь просто не учат, не готовят Жить, красиво, правильно и со смыслом, видеть красоту окружающего мира и находить в нем свое достойное место, среди людей.

Культурный – тот, кто к чему-то стремится, имеет цели в жизни. Бескультурный – кто ни к чему не стремится, живет – как придется, идет - «куда ветер подует». Такой обычно скатывается на дно жизни.

 

Культура – это СОВЕСТЬ (СКРОМНОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ и другие проявления духовности, «добродетели» человека, как элемента общественной системы, в его стремлении учитывать интересы других ее «элементов» и сохранить целостность системы – что имеет смысл «полезности», в физическом понимании, используемому применительно к нашему параметру «культурность», для биообъекта).

Культура – это ЛЮБОВЬ. (Настоящая, на самоотдачу, а не потребительская, собственническая, эгоистичная) – причем в широком ее смысле, ко всему «живому», природе планеты, и прочее. (Хотя, для начала, хотя бы своих близких – уровень подхода зависит от уровня развития человека. Всего их четыре: дикий, семейный, родоплеменной и общечеловеческий, «вселенский»). Как стимул к труду («работе» по повышению «потенциала» организации материи – в физической трактовке) и совершенствованию, созиданию, а также спасению (сохранению) всей Жизни на планете Земля, ее экосистемы.

Культура – это «слабость», (как ограниченность биообъекта во внутренних ресурсах). В том смысле, что она стимулирует «развитие». («Маленькими» людьми были Александр Суворов, Наполеон, Сталин, Жуков, Лермонтов…). Об этом говорит и русская пословица: «Сила есть – ума не надо». (А также ее вариант: «Мал золотник – да дорог», то есть качество важнее количества).

«Маленькие» (во всех смыслах) люди – стихийные «коммунисты», люди с «системным» мышлением, с приоритетом общего над личным, общественного – над частным. Они имеют, вынужденно – более обобщенный стиль – метод мышления, более прогрессивный (в условиях недостаточности сил для лишних «подробностей»). «Голь на выдумки щедра» - отражение этой истины.

Пример из биологии. Засыхающее - слабеющее дерево перестает расти, но стремится – напоследок - отплодоносить, то есть переходит к «генеративным» (качественным) процессам, к отдаче. Хотя – если оно не набрало предварительно достаточных сил, то лишь быстрее погибнет, от истощения. Но это уже перегиб в другую сторону, ибо «качества» - без «количества» -  не может быть. В этом их диалектическое единство.

 

24. КУЛЬТУРА – ЭТО ПРЕВОСХОДСТВО «КАЧЕСТВА» НАД «КОЛИЧЕСТВОМ»

 

 (как способность первого побеждать, при равных исходных ресурсах - основных физических, у любого объекта).

 

25. КУЛЬТУРА – ТОЧНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ, КОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТА

 

По отношению к «идеальной», «правильной» ее величине. То есть культурность - это отношение величины математического ожидания размера детали, или элемента конструкции, к СКО их изготовления (по сути – это допуск на изготовление).

 

26. КУЛЬТУРА – ТОЧНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ («РАБОТЫ») ЦИФРОВОЙ СИСТЕМЫ, ПРИ ПЕРЕДАЧЕ АНАЛОГОВЫХ (НЕПРЕРЫВНЫХ) СИГНАЛОВ.

 

Она измеряется величиной, обратной относительной величине «ступеньки», «дискрета» цифровой аппроксимации плавного аналогового передаваемого (обрабатываемого) сигнала. То есть, если на величину измеряемого параметра L «расходуется», например, 1024 ступеньки, то точность измерения (величина, обратная величине относительной ошибки, равной 1/1024), составит величину 1/ (1/1024) = 1024. 

Таким образом, «точность» работы цифровой системы, по данному параметру, составит величину, равную «контрастности», или «динамическому диапазону» данного параметра, измеренного в единицах «разрешения», равных минимально разрешаемому значению параметра Lмин.

Так, например, в дисплеях уровень их качества («культурность», по нашему определению) определяется количеством разрешимых градаций по всем важным параметрам: по яркости, причем по каждой цветовой составляющей R, G и B по отдельности. По цветовой насыщенности (количеству передаваемых цветовых градаций по шкале от нулевой цветности до полной, в составе с белым цветом). По цветовой гамме (цветовому полю) – то есть сколько цветовых оттенков  различает монитор.

В акустических (аудио) системах, качество характеризуется динамическим диапазоном передаваемых сигналов (относительно минимального значения уровня ступеньки, определяемого уровнем шумов, тепловых – «белый шум», или цифровых – «шум квантования»).

При этом как в видеосистемах, так и в аудиосистемах, работающих «на человека», динамический диапазон определяется, более правильно – по логарифмической шкале, поскольку именно так работают органы чувств человека (глаз, ухо) и все объекты «живой» Природы. Поэтому эти параметры измеряются в децибелах. (Это 10 логарифма числа отношения сигналов по мощности или 20 логарифма по напряжению. Основание логарифма в общем случае берется равным 10, но иногда, реже, используется основание е – это натуральный логарифм.).  В чисто цифровых системах, при внутренней обработке (без «выхода» на человека), оценка  цифровых сигналов производится в битах, где сигналы измеряются по логарифмической шкале по основанию 2.

27 а. КУЛЬТУРНОСТЬ – КОЭФФИЦИЕНТ СЖАТИЯ ИНФОРМАЦИИ у технического устройства обработки информации, которое отражает степень ее концентрации на  его «выходе», по отношению к исходной, по содержанию полезной информации. Это для устройств сжатия информации, т. н. «кодеков» (кодирующих устройств), предназначенных для отсева избыточной информации, в случае ее присутствия.

27 б. И, в то же время, КУЛЬТУРНОСТЬ УСТРОЙСТВА ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, в предположении, что для него вся содержащаяся в картинке информация равноценно полезна, будет отражаться общим объемом передаваемой информации, на которое это устройство способно. Которое определится как произведение его количества элементов разрешения в поле кадра, на количество разрешимых элементов по передаче яркости, по каждому из трех цветов, и цветности (разрешения по цвету, полутону между цветами), в цветовом поле передаваемого «треугольника» цветов (вырезанного из «подковы», реально видимой глазом, «алихны»).

27в. КУЛЬТУРНОСТЬ – ВЕЛИЧИНА ПОТОКА ПЕРЕДАВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ – для устройств передачи цифровой информации.

 

28. КУЛЬТУРА – ТРУД, РАБОТА

 

Действительно, «природа» (физическая суть) культуры, любого объекта Жизни, заключается в совершении созидательной, «полезной» работы (труда) по повышению потенциала Жизни, ее уровня организации – против (преодолевая сопротивление) дезорганизующих, разрушительных, случайных, хаотических или просто вредных (помеховых) сил дикого материально мира или «организованных» врагов Жизни, среди объектов искусственного происхождения (теми же людьми - разрушителями Жизни, поскольку объектами Жизни их назвать нельзя, по строгому определению Жизни, как процесса созидания - разве что объектами «Антижизни»).

В частности, повышение культуры, или «развитие» - это переход динамической (кинетической) энергии движения, накопленной в активной фазе количественного «роста» (объекта жизни), в потенциальную, статическую форму энергии, застывшего объекта, в фазе качественного роста, (называемого «развитием). (В дереве это перевод энергии «роста», накопленной в зеленых тканях в первой половине лета, в химическую энергию плодов и запасов питательных веществ в древесине, для обеспечения следующего цикла роста и развития дерева, в будущем году).

Например, какие-то созидательные силы Природы совершаю «полезную» работу, преодолевая стихийные силы природы.  Допустим, пусть это будет лошадь, которая совершает работу, вращая круг, по подъему воды из колодца, на определенную высоту, в наливной котел. Этим она увеличивает «потенциал» Жизни, который впоследствии может быть направлен на ее дальнейшие рост и развитие.

Короче – культура – это способность постоянно накапливать жизненный потенциал (обычно учитываемый в энергетическом эквиваленте), в любых паузах между активными ее фазами проявления, для использования в последствии в целях приращения или спасения Жизни.

Понятие «работа» (совершаемая) здесь используется в строгом ее физическом смысле и определении. Родственное понятие «труд» имеет уже качественную, количественную и «человеческую» окраску, как его отношения к большой совершаемой работе.

Все объекты жизни («полезные» для нее – или хотя бы для себя, ее части, как «паразиты», то есть «разумные») устроены так, что постоянно накапливают свой жизненный потенциал, который эпизодически используют для борьбы за новые ресурсы для своего дальнейшего роста и развития (приращения жизни) или выживания  (сохранения жизни). При этом они устроены так, что направляют свои силы в первую очередь туда, где труднее, и так, чтобы сохранить систему в целом. (По принципу: «Все лучшее – детям»). Так, дерево отдает свои лучшие силы в первую очередь в концы веток, причем самых верхних – куда требуется максимальное количество энергии для доставки питательных веществ. Этим поддерживается и гарантируется сохранение всей системы, до ее гибели.

 

29. КУЛЬТУРА – «СПАСИТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ» ЖИЗНИ.

 

Действительно, культура – это последний шанс («амулет», «охранная грамота», «спасательный круг») в борьбе за жизнь, более ограниченного в ресурсах объекта Жизни, (организма, технического устройства и пр.) – более «слабого», «маленького», мало энергичного перед «большим», «сильным», энергичным (по средним исходным «природным» параметрам).  За счет повышения своей внутренней организованности, дающей возможность к большей концентрации сил (в пиковой мощности) или к умению наилучшим образом использовать свои ресурсы, оптимально их перераспределить. (Для нанесения одного решающего удара, или оборонительного действия, условно.).

В то же время культура – это, прежде всего, экономичность Жизни, позволяющая наиболее успешно выживать в критических условиях предельного ограничения по потреблению материальных ресурсов (массо-энергетических и пространственно временных). На последней фазе Жизни, когда ресурсное ограничение будет главным фактором опасности для жизни, наиболее важной «проблемой», именно эта характеристика культуры – экономичность, (отражающая выносливость) - окажется главной и востребованной.

 

Эти две крайности, в проявлении Культуры – с одной стороны, способность к предельной концентрации (сил, энергии, формы, размеров и пр.) объекта, при совершении «полезной» деятельности; и, с другой стороны, его способность к минимальному потреблению – предельной выносливости, «экономичности» - есть два, суть единые, механизма повышенной выживаемости, «жизнестойкости» культурного объекта. А сам параметр «культурность» (количественная оценка,  или «уровень» Культуры), есть отражение «полезности» для Жизни (объекта жизни) его внутренней организации, характеризующей его «адаптационные» способности по выживанию, (как динамический диапазон его возможных состояний, определяющий его «приспособленческую гибкость»).

 

30. КУЛЬТУРА – ЭТО РАЗВИТИЕ, интенсивное, вглубь, (за счет усложнения объекта Жизни и тем получения способности находить внутренние ресурсы для развития), в противовес количественному «простому» развитию, (правильно – росту) вширь, «экстенсивному» (за счет «агрессии» на окружающий мир и там приобретению новых ресурсов для существования и дальнейшего роста).

 Культура человека – это и разумное самоограничение, от ненужного или не главного – во имя возможности концентрироваться на «главном». Его способность (и направленность в действиях)  полнее и бережнее использовать все собственные внутренние ресурсы, недостаточно «разработанные», перед тем как претендовать на новые внешние «общие» ресурсы.

 

31. (продолжение п. 22). КУЛЬТУРА – ЭТО СВОЙСТВО ПРИРОДЫ (или способность созданного ею объекта) производить работу по повышению потенциала взаимосвязанных элементов, (по сути – ЖИЗНИ), повышая тем уровень организации материи, и противостоять естественным «деструктивным» силам хаоса и разрушения, стремящимся понизить этот потенциал и уровень организации материи. Силы Природы (Жизни) всегда направлены туда, где труднее, на совершение «работы» (полезной, конструктивной).

Или, кратко: культура – это конструктивные силы (или свойства) Природы, создающие Жизнь (организованную материю). (Точнее - работающие по созданию Жизни, направленные на создание Жизни).

 

32. КУЛЬТУРА – ЭТО «БОГ» ПРИРОДЫ. (Как великий организатор, управитель и созидатель).

 

33. КУЛЬТУРА – это свойство  Природы (или способность созданного ею объекта) ПОВЫШАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СВОЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЕЕ КПД ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, КАК ПРОЦЕССА) – то есть создания наибольшей полезной продукции на единицу затраченных средств.

 

34. КУЛЬТУРА – это (адаптационный) инструмент Жизни, позволяющей ей лучше приспосабливаться к окружающей среде, в диапазоне ее разных (переменчивых) состояний.

 

35. КУЛЬТУРА – это концентрат, суть, «соль» Жизни, ее источник и цель одновременно, как стремление Жизни («живой», то есть организованной) материи к оптимизации своего существования, обеспечивающей наиболее высокую отдачу в производстве «полезной» (для Жизни) продукции (или совершаемой в ее интересах промежуточной полезной работы) на единицу потребляемых ресурсов (то есть при минимальных затратах материальных средств).

 

36. КУЛЬТУРА – это сила организации, относительно бессилья «хаоса» и/или «простоты» (всех  видов, для человека это: разбросанности, разгильдяйства, рассеянности, тупости, заторможенности, негибкости, неуправляемости, не аккуратности, не дисциплинированности, не тренированности, неумелости, незнания и прочее, тому подобное). Направленная против всех «деструктивных», разрушительных, при том агрессивных (воинствующих, захватнических) сил, и, в первую очередь – организованных сил «Антижизни», паразитических по отношению к ней (то есть пытающихся существовать за счет использования труда «полезных» объектов Жизни, или, попросту – самой Жизни, не принося ей пользы, а только вред).

 

37. КУЛЬТУРА – ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ (или ОРГАНИЗАЦИЯ организации МАТЕРИИ).

 

Если Жизнь – организация материи (качественное преобразование), то Культура – инструмент, механизм этой организации, обеспечивающий повышение эффективности этого процесса, (организации). Таким образом, Культура – это «организация организации», или как бы «Жизнь внутри Жизни», то есть Жизнь в «квадрате» (второй степени); или «мощность» Жизни (если саму Жизнь, как  процесс, описать «напряжением»). Вот такая «философия», простите за тавтологию – поэты в своих туманных ассоциациях еще не то себе позволяют.

Жизнь – понятие качественное, (как указывал еще Альберт Эйнштейн) – но только, прежде всего, (ибо в конечном итоге качество побеждает количество), поскольку она предполагает и количественное начало (на первых этапах «простого» развития, «роста»), ибо без «количества» (сырца, сырья) не  может быть и «качества» (готовой продукции от процесса Жизни, того или иного, в разных ее формах).

А вот культура – понятие качественное в еще большей степени, (чем Жизнь). Хотя тоже не до конца, ибо тоже содержит в себе и количественное начало, о чем мы уже писали. [Доказательство.  Одно из определений культуры – это сложность. А сложность объекта Жизни – всегда «системы», не может быть большой - при фиксированном размере элемента (минимальные размеры  которого обычно ограничены функционалом выполняемых задач) – без больших размеров самой системы.]  Поэтому мы и говорим, что Культура – это концентрат Жизни, ее суть проявления. (И по содержанию – как характеристика «полезности» объекта/процесса для Жизни. И по форме проявления, в объекте/процессе Жизни – в виде Гармонии и Порядка).

 

38. КУЛЬТУРА – это искусство (как мастерство, умение) Жизни по своему совершенствованию, развитию (качественному росту).

 

39. КУЛЬТУРА – многоцветное разнообразие и богатство мира.

Как присутствующие воедино, согласованным общим «организмом», его самостоятельные - разнообразные и неповторимые, элементы, («чистые» линии гармонического спектра) объединенные в дружественную «сбалансированную» систему.

 

***

 

Таких определений «Культуры», через ее проявления в жизни, можно дать множество, и продолжать «мусолить» этот вопрос до бесконечности. Я уже хожу «по кругу» много раз и повторяюсь, извините. Поэтому (здесь) заканчиваю  его обсуждение. Основная суть понятия «Культура» понятна, думаю.

 

Здесь, в этой работе «О физике культуры»,  изложены мои «сокровенные мысли о главном» (об устройстве Жизни, в целом), полуграмотного недоучившегося инженера «вечерника» (к которым так пренебрежительно относились выпускники дневных отделений ВУЗов, мои коллеги «дневники», в частности). Полуграмотного садовода-самоучки, к которым так неуважительно относятся профессиональные садоводы – остепененные, «маститые» и не очень, ученые биологи. И совсем никудышного «заумного» «доморощенного» философа, взявшегося «не по рангу», рассуждать о политике (на «высокие» общественно-политические темы, доступные якобы только «избранным»); «маленького» человека из «простого» народа, начавшего жизнь почти с нулевой исходной точки развития: низких природных физических данных; рабоче-крестьянского происхождения, первый в роду получивший высшее, и то  «заушное» (заочное), и всего лишь «техническое» образование, (которое многие нынешние «гуманитарные» представители общества – юристы, экономисты, журналисты, артисты, писатели, дипломаты и прочие – и образованием то не считают, а только узко профессиональной подготовкой «человека-функции», созданного лишь для обслуживания их «развитых потребностей». (Правда, и мы, «технари», отвечаем им тем же. А кто из нас более прав – рассудит Жизнь, по тому – кто для нее окажется «полезнее», то есть у кого «культура» окажется выше, по нашему данному строго физическому «научному» определению.)

 О которых (мыслях) какой-нибудь «профессиональный» писака журналист, или ученый «культуролог», снисходительно скажет: «Вот они, бесхитростные рассуждения человека из народа». Да, и, правда, я не умею так гладко и красиво, как они, говорить и излагать свои мысли, да и те «сырые», на «дворовом» уровне, хорошо понимаю, сам не доволен. (Как я говорю: «Откуда взяться у человека уму – если он всю жизнь работает?»  Заметим – «ум» и «культура», то есть «образование», как проявление организации  - почти одно и тоже, потому что на 97% зависят от работы на собой, а для этого нужно время и условия.) Но я пишу не для вас, «господа», возомнившие себя «элитой», а для таких же «простых» людей, из «народа», которые не ленятся думать в поиске «истин Жизни» (законов ее устройства и развития), чтобы выработать собственную  жизненную философию (самостоятельную, оценочную – значит «критическую»), и найти точки опоры в этой непростой Жизни. Надеюсь, что некоторые мои мысли им в этом помогут продвинуться.

 

А. Абакумов                                        22 марта 2013 г                             Москва

 

Используются технологии uCoz