КУЛЬТУРНОСТЬ – МЕРА ПОЛЕЗНОСТИ ДЛЯ ЖИЗНИ

 

Часть 4 работы «О КУЛЬТУРЕ ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ В ФИЗИЧЕСКОЙ ТРАКТОВКЕ». Окончание.

 

9. КУЛЬТУРА – ХАРАКТЕРИСТИКА НЕ ТОЛЬКО КАЧЕСТВЕННОГО, НО И КОЛИЧЕСТВЕКННГО РАЗВИТИЯ. О ЦЕЛЯХ ЖИЗНИ НА РАЗНЫХ ЕЕ ЭТАПАХ.

 

 47.  Долгое время, до самого последнего, я по наивности считал, что развитие – т. е. рост качества, сложности или повышение культуры – есть конечная цель Жизни (помните мое навязшее в ушах выражение/определение: «Жизнь – это процесс самоорганизации материи»). Теперь я понял – что Жизнь – это не только процесс качественного («откатного») развития материи (того же биообъекта), но и процесс количественного развития - или роста, на прямой полуволне, «накатной»; а, с другой стороны, также включает и процесс самой постепенной Смерти, как старения, постепенного угасания перед ее наступлением (на интервале ¾ - 4/4 Т) – это тоже формы (фазы) жизни, при которых ее цели меняются

   [Кстати, рост культуры биообъекта, наблюдаемый (только) в третьей четверти цикла жизни, и/или каждого годового цикла, достигая максимума в точке ¾ цикла Т – неизбежно переходит к фазе угасания, «старения», имеющей место в четвертой четверти цикла Т, с окончанием в точке «Смерть», 4/4 Т, она же – эта точка - является отправной точкой начала/рождения новой Жизни (в многолетних периодических биообъектах это начало нового годового цикла, а для цикла всей жизни одного биообъекта – продолжение Жизни общества (или вида у животных) уже в других, последующих элементах общественной жизни – других людях и поколениях. Так что рост культуры биообъекта (то есть ее эффективности «отдачи», максимальной экономичности, глубины отдачи) – это всего лишь цель одного из этапов Жизни – зрелой его фазы (2/4 – 3/4Т) или фазы «созревания», «зрелости».  Точно также как увеличение интенсивности роста – цель фазы «детства» - «юности», соответствующей первой четверти  цикла Жизни (0 – ¼ Т). И также, как цель фазы «молодости», соответствующей второй четверти цикла Жизни (1/4-1/2 Т)  – всей или только годового ее цикла – это «добирание» сил («энергетической массы») организма при уменьшении силы его роста, и подготовка к фазе созревания. /Прим. В общественном развитии эта фаза соответствует этапу «зрелого капитализма»./. Цель последней фазы жизни (на интервале ¾ - 4/4 Т) – максимальная глубина отдачи всех накопленных ресурсов на развитие новой Жизни – в «плодоношение» - что и есть подготовка к Смерти.]

 

  На самом деле, рост культуры – вовсе не автоматическая конечная цель жизни (выражаемая привычным ходульным выражением дураков «оптимистов»: «Добро всегда побеждает зло»). Не рост культуры, а адаптация (приспособление) для выживания, разная на разных этапах - фазах и в различных окружающих условиях – вот конечная цель Жизни. Именно такое согласование – но не полное, а в меру на опережение (с учетом того, что у большинства элементов есть отставание от потребностей данного этапа развития, отраженной во второй производной функции процесса), с пониманием «вектора развития» (которое должно быть у политических лидеров общества) – есть высшее проявление культуры (лидера, у прогрессивной части общества). То есть можно и нужно  быть впереди и выше «толпы», но только на полголовы или голову, но не более – и только тогда будет прямой и максимальный эффект от таких «биообъектов».

 

  А повышение  уровня культуры («культурности»)  есть только средство и способ  для повышения адаптационной способности биообъекта для выживания в условиях ограничения поступающих материальных (массо-энергетических) ресурсов, или, в нашем примере, для повышения эффективности извлечения ресурсов из бедных, малонасыщенных ими сред, т. е. малокультурных окружающих сред.

  Но, правда, и способ для ускоренного роста Жизни, если таковая возможность  опять открывается, при появлении новых избыточных ресурсов развития Жизни (потому развития, что Жизнь – уже по определению качественное явление, процесс – и потому даже рост ее есть развитие для «дикой» первичной  материи в целом.

 

   …..Не закончен раздел.         

 

10. НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОСТИ

 

48. Примечание от 12.04.12. В самом конце (см. следующие разделы) я пришел к мысли, что культурность – есть мера самой Жизни (в любом ее сложном, т. е. «культурном» объекте), поскольку культурность объекта – есть мера его полезности для Жизни (в широком ее общем смысле), на каждой определенной фазе ее развития, способствующей максимальной скорости (интенсивности) этого (поэтапного) развития к определенной (очередной и долгосрочной, тактической и стратегической)  цели и к определенному времени.

 

Отступление

 

11. РОССИИ НЕ НУЖНЫ И ОПАСНЫ ЭЛЕМЕНТЫ, МЕШАЮЩИЕ «МЕЙНСТРИМУ» РАЗВИТИЯ СТРАНЫ НА ДАННОМ ЕЕ ЭТАПЕ

 

  Если русскому народу (российскому обществу) для выживания и самосохранения  сейчас нужны «комсомольцы добровольцы», для покорения необъятных и неосвоенных просторов России, и, прежде всего Сибири, а также просто для терпеливой добросовестной  работы на заводах, полях, в НИИ, службы в армии – то «сверхкультурные» - не соответствующие потребностям Жизни - А.Гордоны, Ильи Эренбурги, Бродские, Познеры, Сванидзе, Гельманы, «Геи» Гусманы, Хакамады (сердобольные к убийцам и садистам, борющиеся за отмену смертной казни) и даже «продвинутые» Макаревичи – пусть отойдут в сторонку и не мешают, хотя бы, со своим отсталым буржуазным индивидуализмом, «элементностью» (сознания),  внесистемностью и антисистемностью – к русскому единству, государственности, духовной и территориальной целостности – не говоря уж об их предельной  антикоммунистичности и антисоветизме, (хотя коммунизм - предельная конечная цель развития человечества, и потому этот путь неизбежен и для нашей страны, как бы нашему населению, богатому природными ресурсами и ускоренно-усиленно превращаемому в природных рантье – сейчас это не было не выгодно). А еще лучше, пусть катятся на здоровье в те чудесные «просвещенные» «демократические» либеральные страны «цивилизованного» мира, где такого «д…..ма» и без них хватает, и разлагают их до посинения. Ибо тот, кто сейчас против объединения русского народа и народов России, вокруг русской культуры, тот враг не только России, но и всего прогрессивного человечества, его подлинно культурного развития – для которого Россия (в первую очередь советского периода)  дала много основных ориентиров, ценой больших собственных потерь при получении столь драгоценного для человечества в целом исторического опыта.

  Только большое и сильное государство может быть «высококультурным», малым народам большая культура «не по карману». Есть даже закон в экономике, по которому величина «культурного» слоя населения – «надстройки» – возрастает в квадратичной зависимости от населения страны. Только внутренние враги великой России, коих такое множество развелось, повылезало и подняло головы в последние два либеральных десятилетия -  могут желать и работать на ее разложение, до уровня навоза истории, и ослабление нашей Родины, с целью дать возможность Западу нас  легче и быстрее «проглотить и переварить».

                                                                            ***

12. О ИНТЕНСИВНОСТИ И КУЛЬТУРНОСТИ ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ.

ФОРМУЛЫ И МЕТОДИКА РАСЧЕТА.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО КУЛЬТУРЕ ОБЪЕКТОВ ЖИЗНИ.

 

1) Широко используемое в новейшем садоводстве понятие «интенсивность», применительно к плодовому дереву, характеризует количество энергии обменных процессов (или просто «Жизни») в единицы времени и пространства (или, что тоже самое – мощности в единице пространства). Однако, по определению, этот параметр не учитывает экономичности этого процесса, (его КПД по преобразованию первичных неорганизованных массо-энергетических ресурсов – сырья» - во вторичную, «культурную», «организованную» органическую материю, в процессе биосинтеза). Этот параметр – интенсивность (мощность Рмакс в модели) – характеризует количественную сторону процесса Жизни («плотность» энергии Жизни в пространстве и времени).

  Прим. от 12.04.12.Можно сказать и так, что интенсивность отражает количественную сторону «культурности», которая, по одному определению, есть произведение интенсивности на экономичность, а по другому – и есть сама Жизнь.

 

2.Параметр «экономичность» Э - объекта, процесса Жизни – характеризует качественную его сторону (и параметра «культурность» тоже), а именно – «глубину», «степень качества, чистоты» переработки неорганической материи в органическую. Он определяется двумя способами.

                                   

Во-первых, посредством абсолютной величины «остатка» непереработанной массы (или неиспользуемой энергии) после цикла переработки. В нашей модели плодового дерева эта величина эквивалентна и учитывается как минимальная «пороговая» мощность процесса Рмин=Рп, (равная мощности потерь Рп), достаточная для обеспечения функционирования дерева (она – Рмин - должна компенсировать  мощность потерь Рп, чтобы обеспечить работоспособность биосистемы).

Такая минимальная активная мощность процесса  имеет место быть в пиках/интервалах «покоя» дерева – в фазы колебания при Т/2 и Т середина лета и зимы.

    Однако экономичностью будет являться не сама абсолютная величина Рмин, а величина, ей обратная:  Э= 1/Рмин (поскольку величина экономичности должна быть тем больше, чем меньше минимальная величина потребляемой мощности, ее размерность 1/Вт).

   Смысл этого абсолютного параметра не очень очевиден, но он становится более понятен, если единицу в этом выражении для Э заменить на энергию Е, либо любую фиксированную (например, как наличный ресурс – например, один кВт/ч, имеющийся у объекта – например, электромобиля); либо, что удобнее в нашем случае колебательного биообъекта «плодового дерева» (контура в модели) – мощность (среднюю за период «колебательную», полезную, Рк) обменных процессов в дереве. Тогда смысл введенного – уже относительного - параметра экономичность Эо становится более понятным:

 а) для примера с электромобилем Э=1/Рмин будет определять время абсолютных показателях - секундах) его работы Т (в номинальном режиме) на одном кВт/ч энергии:

Е х Э = Т

б) для примера с плодовым деревом, вернее с его моделью – «простой» колебательной системы – контур (которой могут моделироваться и любые другие «простые» объекты Жизни)  - параметр относительная экономичность Эo будет означать количество периодов колебаний контура на энергии, накопленной в нем (циркулирующей в стационарном режиме). Если в качестве числителя выражения Э=1/Рмин (вместо единицы) подставить величину средней (за период, цикл) «колебательной» (полезной) мощности обменного процесса Рср=Рк=Ро-Рмин= (Рмакс-Рмин)/2, тогда:

 

Эо= Рср/Рмин=Рк/Рмин=(Рмакс-Рмин)/2Рмин = n = Q       

Заметим, где n = Q  контура, по его одному из определений нахождения,

 где Q – величина добротности колебательной системы.

 

Таким образом, физический смысл параметра «относительная экономичность» Эо и его численная величина совпадают со смыслом и величиной параметра «добротность» Q, и в данном случае измеряется, в относительных величинах – количеством периодов колебаний, которые контур (колебательная система) может совершить без поступления новой энергии, пока его внутренняя (первоначальная  запасенная) энергия не упадет вдвое. Для дерева параметр относительная экономичность Эо численно равен параметру «продолжительность активной жизни» Таж, в годах.

 

 

Во-вторых, параметр «экономичность» Экпд определяется как КПД преобразования «дикой», неорганизованной материи «сырья» в организованную «Жизни», как доля «полезной» энергии/материи процесса к общей сумме «полезной» и «бесполезной» (т. е. потерь):

 

В нашей модели это Экпд =КПД = Рк/(Рк+Рп) = Q/(1+Q) =

=примерно = 1-1/ Q   (при Q много больше 1)

 

3. Параметр «культурность» (сокращенное название параметра «уровень культуры» Ук) связывает параметры «интенсивность» и «экономичность» процесса (биосинтеза или любого другого «организующего» процесса Жизни), и находится как их произведение. Поэтому параметр «культурность» дает наиболее полную «всеохватывающую» характеристику Жизни.

 

Заметим, что параметр относительная экономичность Эо тесно (почти тождественно, для «простых» колебательных систем) связан и с параметром «культурность» Ук, который находится (для одноконтурной «простой» колебательной системы, аналогового типа) как: 

Ук = Рмакс/Рмин = 2 Q      где Qдобротность контура.

 

А для многоэлементной «дискретной» (импульсной, цифровой) сложной системы (типа сложных сигналов в радиотехнике) – параметр «уровень культуры» Ук определится как:

Ук = Рмакс/Рмин = N  - где N – «база» (сложности) дискретной системы.

 

4. Параметр культурность имеет несколько слоев, уровней. Тот уровень, что представлен в п. 3, касается «внутренней» культурности «элемента» системы (вернее «простой» подсистемы), из которой складывается сложная, «большая» система.

 Например, для дисплея элементом будет один пиксель экрана. Тогда уровень культуры отдельного элемента будет его контрастность, а уровнем культуры всего дисплея (т. е. уровню его сложности) – равно произведению уровня культуры отдельного элемента (равный контрастности экрана К) на число элементов экрана.

 

Культурность сложной системы определится как произведение культурности входящих элементов (в предположении, что они равны, для простоты) на их количество в системе (см. на примере с дисплеем, выше). Другим, самым понятным примером «культурности» объекта Жизни (любого организованного) может быть т. н.  «сложный» радиосигнал, из M («эм») количества элементов, у которого в каждом элементе имеется N («эн») различимых градаций, по какому-то параметру (или даже по нескольким независимым параметрам одновременно, тогда их общий коэффициент сложности, для одного элемента - равен их произведению):         Ук слож = Ук эл х N

                                                                 

13. Главные определения основного физического смысла понятия культура и параметра «уровень культуры» («культурность»)

 

КУЛЬТУРА – ЭТО КОНЦЕНТРАТ ЖИЗНИ, ИЛИ, ПОПРОСТУ – САМА ЖИЗНЬ (ПРИСУТСТВУЮЩАЯ ОБЫЧНО В СМЕСИ С ХАОСОМ).

                   

КУЛЬТУРНОСТЬ – есть мера (количественная и качественная одновременно) Жизни (организованной материи). Либо как степени ее концентрации в (определенном) объекте Жизни или процессе (ее созидания), отражающей уровень его (объекта или процесса) полезности для Жизни (в мире, в целом).  Либо как диапазон его состояний (для полезных  процессов Жизни), как отношение максимальной его интенсивности к минимальной, равной хаотичной составляющей процесса – отражающий адаптивные возможности объекта, совершающего этот процесс. Либо как степени сложности, организованности объекта, количества входящих в него независимых элементов, с учетом сложности каждого.

 И выражается культурность:

- либо относительной долей содержания «полезной» детерминированной составляющей в смеси с хаосом («бесполезной» хаотической случайной составляющей, процесса или объекта), как КПД (коэффициента полезного действия) процесса, определяемого в процентах, например;

 - либо как коэффициент, равный отношению закономерной, детерминированной «полезной» составляющей процесса или («правильной» формы, конструкции, содержания) объекта к хаотичной, случайной, «бесполезно-вредной»,  «шумовой» его составляющей.

***

 Прим. Когда мы употребляем термин «бесполезный» (применительно к организованному процессу, с его позиции), то надо понимать, что он «бесполезный» только с узко прагматической точки зрения совершения данного процесса, с максимальной эффективностью на данный момент и с данной целью. Однако эта «бесполезная» составляющая процесса (или ее «недоиспользованная», «недоорганизованная» часть) может оказаться крайне важной для новых изменяющихся условий. Например, некоторый запас массо-энергетических ресурсов, не участвующий прямо в циркуляции («полезной» составляющей обменного процесса в дереве), что снижает «культурность» (и его аналог «добротность») биообъекта «дерево» - но который является «жировым» запасом дерева, определяющим его «выносливость»  - хотя является бесполезным для внешней среды, (данного вида, «сообщества» растений, которому он должен оставить семена для продолжения жизни и человека, который это использует для себя), на которую «нагружен» и работает данный объект «плодовое дерево» (поскольку у него уменьшается отдача – удельная продуктивность и экономичность), но очень полезен для самого этого объекта,  как запас прочности на выживание при нарушениях регулярных поступлений массо-энергетических ресурсов.      

  В более широком смысле, общебиологическом (и общефилософском тоже) те случайные составляющие («шумовые») биообъекта, которые понижают его предельную «культурность», высшую «организацию», могут оказаться и часто оказываются востребованными, при изменении внешних условий среды, и тогда биообъект достает их из «загашника», наиболее соответствующие новым условиям, и начинает усиленно репродуцировать в новых биообъектах. Так происходит эволюция.

  В качестве примера приведем один такой случай, на котором Чарльз Дарвин создал свою теорию эволюции. На одном острове были птицы с вытянутыми шеями, не характерными для данного вида. А произошло это оттого, что вода в озере, на котором они обитали, постепенно повышалась в уровне, так что выживали и размножались только те особи,  что могли достать корм с большей глубины. Так «бесполезное» уродство стало крайне полезным фактором выживания. Так что понятия полезности и бесполезности – относительные, с какой стороны посмотреть.

 Есть много примеров в жизни, когда случайную составляющую специально подмешивают к детерминированной, чтобы сгладить ее «неестественность». Например, подмешивают легкую шумовую составляющую к цифровому видеосигналу, чтобы сгладить квадратные «пиксели» на изображении. Ну а самый яркий пример «нерегулярной» случайной составляющей, нарушающей «организованную» упорядоченную жизнь – является Любовь, которая «смешивает все карты» и лишает «здравого рассудка» и смысла, в поступках и действиях (на «организованном» «цивилизованном» Западе ее сейчас признали болезнью). Но из этого «случайного» порой вырастают самые оригинальные новые пути развития Жизни, в разных ее проявлениях. Не говоря уж о том, что рождаются дети, не всегда желанные, но без которых Жизнь человеческая на земле бы прекратилась.

***

  Например, для сложной биосистемы «дерево» его параметр «культурность» (полная) определяется количеством листьев, как независимых биоэлементов - что есть количественная мера, отражающая общую величину «жизни», и качественная одновременно, поскольку отражает количество листьев, нормированных на один объект, занимающий определенное пространство. (При условии – что они распределены равномерно в пространстве, не затеняют друг друга, т. е. независимы.). Прим. В нашем конкретном случае, моделирования сезонных процессов в дереве, культурность дерева определяется лишь количеством в структуре дерева волокон «единичной длины», (равной длине годового прироста в данном месте кроны), для существующих листьев.

***

  Культурность объекта есть характеристика степени, уровня - Или мера - его полезности для Жизни, а значит, мера и цель самой Жизни.

 

  Правда, при этом надо понимать, что у Жизни в ее процессе саморазвития есть разные фазы, в том числе откатные, которым, естественным образом, соответствуют разные цели. Это раз.

   Во-вторых, надо осознать, что «поспешать надо не торопясь», и что самая большая скорость «перестройки» имеет место при плавных изменениях, наиболее экономичных по расходам средств и это наиболее в результате эффективный метод. Это не значит, что всегда должны быть только эволюционные методы, в природе - объективно и закономерно, существуют и революционные, скачкообразные этапы развития, но они в целом менее эффективны.

   В-третьих, надо учитывать инерционность каждого объекта, выражаемую его собственной резонансной частотой (или спектром) в области временных и пространственных частот (они взаимосвязаны). В том числе и инерционность общественных исторических процессов, на уровне отдельных больших и малых государств и народов, и всей цивилизации в целом.

 

***

  Прим. «И все-таки она крутится!». Все-таки я доказал себе и пришел к выводу и основному определению культурности как меры Жизни, а ее повышение – как цели жизни. Это противоречит предыдущим – ошибочным, как теперь понимаю - рассуждениям, что культурность – только средство для адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды для максимальной способности выживания. Но все же нет, нет и нет – адаптация (по-русски приспособленчество) это не конечная цель Жизни и культурности, (как ее меры и проявления), а лишь промежуточная, во спасение, когда силы не равны и приходится отступать и изворачиваться, при «пассивных» формах ведения борьбы. А конечная цель Жизни, (а, следовательно, и Культурности, меры ее проявления) – все же прогрессивная, созидательная, наступательная, активная – в том, чтобы, в конечном итоге, выйти на создание самой себе подходящих, необходимых условий «искусственного происхождения»; и поэтому функция «Культурности» не подчиненная окружающей среде, а «властная», не рабыни, но владыки, и ее предназначение – приобретение объектами Жизни достаточных сил и возможностей, чтобы управлять Миром и Природой (дикой).

 

                                                                         

14. ЕЩЕ ОДНО ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФОРМУЛЫ ВЫЧИСЛЕНИЯ

КУЛЬТУРНОСТИ ОБЪЕКТА

 

   Культурность сложного объекта есть параметр, характеризующий произведение выигрышей такого (сложного) объекта по сравнению с «простым» (у которого нет «колебательной» составляющей в спектре, а только «нулевая» - постоянная составляющая сигнала процесса, во временной или спектральной областях) по количественной составляющей мощности процесса (т. е. по его интенсивности) Ви и по качественной (его экономичности) Вэ.

  Прим. Постоянная составляющая в спектральной (частотной) области есть «белый шум», с равномерной спектральной плотностью от нулевой частоты до бесконечности.

 

   «Выигрыш в интенсивности (мощности)» процесса (функционирования данного объекта) Ви отражается его относительным превышением в максимуме (пике) мощности (обозначена Рмакс в модели) над средней составляющей мощности (Ро в модели) – которая эквивалентна постоянной величине мощности «простого», некультурного объекта,  взятого для «окультуривания», как массо-энергетического «сырья» (у которого она распределена равномерно на всем интервале проявления):  

   Ви = Рмакс/Ро                       (14.1)

 

Этот выигрыш, Ви – отражает степень (величину) способности к концентрации энергии во времени (только энергии и только во времени, в модели так принято, для упрощения - хотя в реальном биообъекте это эквивалентно концентрации массо-энергетических параметров дерева, еще и в пространстве, например, энергетической массы у плодового дерева в пространстве и времени).

 

   «Выигрыш в экономичности» Вэ определится выражением (Ро/Рмин)(q-1), где Рмин – (в модели) – минимальная мощность процесса, в состоянии предельной «расслабленности» биообъекта. Он характеризует способность культурного объекта к предельному подавлению в себе активности функционирования (по амплитуде мощности «в провале» Рмин и самой относительной длительности этого «провала» тау х (q-1), в периоде «жизненного» цикла Т, как их произведения (1/Рмин)(q-1)); и, таким образом, минимизации уровня потребления массо-энергетических ресурсов (в определенном «окне» времени, в нашей упрощенной «энергетической» модели – а в общем случае, природного объекта – и пространства):

        Вэ =  (Ро/Рмин)(q-1)           (14.2)

 

А общий выигрыш «культурного» объекта по произведению параметров Ви и Вэ, по сравнению с «простым» («некультурным») объектом, (у которого параметр Ук равен единице), будет равен величине его параметра «культурность» («уровень культуры» Ук), и определится как:

 

А) Для простейшей колебательной модели (одноконтурной, «аналоговой») или импульсного меандра со скважностью q=2:

 

Ук = Ви х Вэ = (Рмакс/Ро) х (Ро/Рмин) = Рмакс/Рмин = К                        (14.3)

 

Б) Для сложной импульсной модели со скважностью q= N

 

Ук = Ви х Вэ = (Рмакс/Ро) х (Ро/Рмин)(q-1) = (Рмакс/Рмин) (q-1)  = К (q-1)          (14.4)

 

Где: 

 Ро = (Рмакс + Рмин)/2  -   в простой колебательной модели (одноконтурной), где q=2;

 Ро =  [Рмакс + Рмин (q-1)]/ q -   в сложной колебательной модели (импульсной), где q много больше единицы;

  q = Т/тау = N - скважность импульсной последовательности, с периодом Т и длительностью импульса «тау» (греческая буква, которой обозначают длительность импульса в технике), в общем случае   q = N много больше единицы.

  К=Рмакс/Рмин = коэффициент «контрастности» параметра (культурного объекта Жизни), в данном случае мощности обменных процессов функционирования (биосинтеза в целом у плодового дерева), или его «динамический диапазон» «жизненной активности».  

 

Напомним:   (Рмакс – Рмин)/2 = Рк -  амплитуда активной мощности колебательной (переменной, «полезной», «культурной») составляющей.

    Рк/Рмин =  (Рмакс – Рмин)/2Рмин = Q  -   параметр «добротность» контура (простейшей колебательной системы),    здесь      Q = примерно = Рмакс/Рмин = Ук/2      (параметр добротность Q характеризует уровень сложности, «качества» аналоговой колебательной системы, которая отражает, в модели – сложность отдельного элемента («внутреннюю» сложность элемента как системы первого уровня, самой малой «матрешки»).

    Рмакс/Рмин = N -    где N «база» сложной дискретной (импульсной в модели) системы. Отражает – в нашей модели – уровень «внешней» сложности системы, («второго уровня», внешней - условной - «матрешки») – через количество элементов (уже имеет собственную внутреннюю сложность Q) всей системы N.

                                                                                                            

15. ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПОЯСНЕНИЯ И НАХОЖДЕНИЯ ПАРАМЕТРА «КУЛЬТУРНОСТЬ» ОБЪЕКТА

 

 Для понимания физического смысла «культурности» биообъекта можно проиллюстрировать написанное в п.14 следующим графическим примером, из которого и получены вышеприведенные формулы. Нарисуйте прямоугольник, по вертикальной оси которого отложен мощность процесса (условно «сигнала») Р, а по горизонтальной оси, Х – длительность периода цикла Т. Энергия Е, заключенная в одном периоде такого процесса, равна их произведению: Е=РТ, и является константой, для всех вариантов внутреннего изменения (путем усложнения, разбивания на много независимых частей) структуры («мяса», энергии) такого простого «сигнала» (которым имитируется объект).

 

Приобретение культуры таким («простым» исходным) объектом означает придание ему такой организованной новой сложной формы, (например, импульсной), при котором отношение его максимальной (пиковой) амплитуды мгновенной мощности в импульсе (Рмакс) к минимальной мощности Рмин в «паузе» «сигнала» (аналога моделируемого процесса) намного (в идеале во много раз, для высококультурного объекта) превысит минимальное значение мощности, да еще и при большом «окне» времени ее проявления (определяемом параметром «скважность» импульсов q, равном числу коротких «активных» импульсов длительностью тау, которое умещается в длительности периода Т всего цикла процесса, в данном случае периода повторения таких коротких импульсов.)

 

   Представьте себе стенку, сложенную из кирпичей, высоты равной Ро и определенной длины Т. (Ее «культурность» равна условной единице). Вам нужно решить задачу достичь максимальной высоты (например, чтобы сделать дозорную башню), а кирпичей больше нет. Вам остается увеличивать высоту башни за счет снижения высоты прилегающей стены. (Это и есть увеличение уровня организации объекта, который отражает выигрыш в высоте более сложного объекта над средним). Параметр «культурность» такого «сложного» объекта будет равна отношению максимальной его высоты к минимальной, умноженному на коэффициент «скважности», (равный отношению общей длины стены, вместе с башней,  к ширине самой башни) минус единица. [Ф-ла (6.4)].

 

  Так что, если захотите понять количественно, на графических примерах, что такое «культурность» сложного объекта (как системы независимых элементов), и как она позволяет ему перераспределять ресурсы между максимальной выделяемой мощностью (интенсивностью) и экономичностью процессов Жизни в нем – то нарисуйте импульсную функцию, на страничке тетради в клетку, и поизменяйте (поварьируйте) параметры импульсной последовательности (амплитуду импульсов Рмакс, «пауз» Рмин, скважности импульсов q, относительной длительности импульса тау к периоду повторения цикла Т); таким образом, чтобы выполнить следующие условия.

   Во-первых, энергия процесса в периоде должна оставаться постоянной («константа»), т. е. площадь функции Р=f(t) – между нею и осью абсцисс – должна оставаться постоянной (заштрихуйте ее и посчитайте клеточки).

   Во-вторых, площадь этой функции, Р=f(t), лежащая выше и ниже средней линии, (описываемой постоянной Ро=Е/Т, отражающей среднюю величину мощности за период Т) – должна быть равна. (По «закону сохранения энергии», выведенным нашим выдающимся соотечественником М. В. Ломоносовым, из которого следует – «сколько в одном месте прибывает, столько из другого вытекает».). А именно, энергии в максимумах ее проявления, в культурном объекте, достигается за счет ее перераспределения, из интервалов «покоя», пауз в активной деятельности, интервалов «накопления сил».

 

  Отсюда, из такого рассмотрения данной «примитивной» модели определения «культурности», можно и удобно, в частности, проверить выводы из «четвертого закона Абакумова», а именно оптимального соответствия  количественной и качественной компонент «культурности» при ее возрастании, относительно «правильного», сбалансированного исходного ее значения у данного объекта. (Те, что я так долго и мучительно сложно выводил «на пальцах» экспериментально, из аналогий сравнения различных вариантов многоядерных процессоров и переносных компьютеров, ноутбуков при написании работы «О физике культуры плодового дерева», Ч.2, пару месяцев назад).

                            

16. КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ДАЕТ КУЛЬТУРНОСТЬ?

 

  Что дает приобретение культуры (внутренней организации) объекту? Разные, и очень большие, преимущества. Во-первых, можно достичь больших результатов в величине необходимого, наиболее важного, параметра, (например, высоты башни, как части стены), при меньших (или ограниченных) ресурсах (в данном случае – «массы»,   кирпичей, а в общем случае энергии, пространства или времени, любого из главных физических ресурсов Жизни). Во-вторых, уложить (уместить) большее количество отдельных, простых или уже сложных, «первичных», элементов - в общую систему, в ограниченные, отведенные ей ресурсы (интервалы) пространства и времени, и, таким образом, поднять общую массо-энергетическую его «насыщенность» («культурность» по количественной ее компоненте). (Например, всю стену сделать из сплошных башен, или – другой пример, сделать небоскреб на малом пятачке земли). В-третьих, при пассивных методах борьбы за выживание – максимально рассредоточить элементы Жизни в пространстве и времени, пропуская удары внешних воздействий с минимальными потерями для системы в целом. (Этот пример к стене не относится, разве что разнести ее по кирпичикам всему населению и попрятать, чтобы спасти от врагов, а потом вновь собрать их в стену или башню).

 

17. ЗАКОН ОПТИМАЛЬНОГО СООТВЕТСТВИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОГО

И КАЧЕСТВЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРНОСТИ ОБЪЕКТА

  Заметим, что существует оптимальное соотношение для выигрышей по компонентам количественной и качественной, при некотором фиксированном общем выигрыше в культурности. Это отражено в «четвертом законе Абакумова», (см. следующие мои работы «О физике культуры плодового дерева»),  который я вывел для себя, и который гласит, что при общем выигрыше в культурности в Н раз целесообразно по каждому из компонент культурности – (интенсивности и экономичности, например, в нашем случае) положить   выигрыш в корень квадратный из Н раз (среднегеометрическое). Это справедливо в общем случае, когда исходный объект был сбалансирован оптимально по данным параметрам (например, для плодового дерева по продуктивности и выносливости по потреблению массо-энергетических ресурсов, оптимальных для данной природно-климатической зоны).

 

18.       ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

   Изучение данного вопроса – определения физического содержания и смысла понятия «культура», применительно к разным областям человеческой жизни, к которому меня неумолимо подвело теоретическое изучение садоводства – дало мне очень много для понимания Жизни: ее содержания и целей (у разных объектов, включая человека и обществ разного типа, и на разных фазах их существования). Само многолетнее плодовое дерево – как вершина растительного мира (флоры) – есть прекрасная модель для изучения более сложных объектов Жизни - флоры, вершиной которых является Человек (как элемент) и человеческой Общество  (как система таких элементов); поскольку физические законы, определяющие и задающие их поведение -  одни и те же. Поэтому определение – качественное и количественное – параметров «культура» и  «уровень культуры» (сокращенно, одним словом «культурность») для плодового дерева и сада, в сущности, (общефизической) ничем не отличается от определения подобного параметра для более сложных биосистем – человека и общества. И это позволило мне сделать вроде бы очевидные и даже, казалось бы, простые - но для меня полученные длинным и мучительным теоретическим путем - следующие выводы, по самым важным («злободневным») вопросам, которые предстоит решить России (в лице русского народа), в самое ближайшее время, чтобы выжить как нация, как единая «культура», великая «русская культура».

 

1) Диапазон адаптационных возможностей (жизненной силы, живучести) государства, от выработки им максимальной  импульсной (сравнительно кратковременной) пиковой мощности (например, война) до максимальной выносливости - в течение длительного периода ресурсного ограничения - определяется его параметром «уровень культуры» (сокращенно, культурность).

 2) Культурность государства (в том числе вся его «надстройка» над реальным сектором экономики) пропорциональна квадрату численности его населения.

3) Культурность территории пропорциональна плотности ее заполнения населением, то есть численность населения должна возрастать пропорционально квадрату радиуса зоны расселения (в представлении ее круглой).

 

4)Для получения максимальной «культурности» страны необходимо:

во-первых, ее количественное насыщение («культурными») элементами  (например, огромной малонаселенной России - людьми, живущими в «островах»/городах, очагах «культуры», на близком расстоянии внутри них, а также - в умеренной степени - и по всей остальной территории, в достаточной степени для поддержания Жизни, на достаточно малых расстояниях для обеспечения надежной связи между людьми,

во-вторых, обеспечить хороших средства коммуникации – как недорогие доступные всем реальные, транспортные; так и «виртуальных» (электронных, типа Интернета, телефона, телевидения, радио). Короче, людей надо быстрее всячески приобретать, растить, при том, что подготавливать и всячески беречь трудоспособные кадры, особенно высококвалифицированные (из производительней сферы, не только об бумажных ученых речь). Требуется, объективно – за недостатком исторического времени для восстановления «титульной» нации – ускорить процессы целенаправленной ассимиляции других дружественных народов, с высоким «входным» культурным цензом, для получения гражданства; остальным дать право на справедливые заработки, привлекающие рабсилу в страну для работ «вахтовым» методом.

 

4) Культура отдельных элементов тоже должна быть максимальна, чтобы иметь максимальные возможности их адаптации к разнообразным сложным задачам, а также гибкости к согласованию между собой в одну систему. А дать культуру отдельным людям означает зарядить их на развитие, но для этого надо дать достаточно интереса к жизни, положительных стимулов и исходных материальных средств; выделять наиболее выдающихся и давать им организовывать вокруг себя передовые коллективы и предприятия. Вести государственную политику среди молодежи на возвышение общественного престижа материальных профессий, но на высочайшем уровне квалификации.

Недостаток культурности людей, в массе своей – главная проблема современной России. Именно она не позволяет нации сорганизоваться во спасение, позволяет оболванивать себя и давать собою манипулировать всякой прозападной «шушере», агрессивному антинародному меньшинству.

 

5). Люди общества должны быть объединены (взаимно организованы)  таким образом, чтобы действовать «на одной волне», синхронно решая общие задачи. (Для этого должны быть выработаны вдохновляющие народ национальные программы возрождения, возможно – по типу столыпинских, для желающих и соответствующих капиталистическому уровню.) Мешающие элементы надо удалять (находящие и действующие в «отрицательной полуволне», на 180 градусов, плюс-минус 90 градусов - не соответствующие по фазе основной волне – возможно и не плохие, но слишком отстающие или опережающие, «пятую колонну», мешающую объединению страны; а преступные самым решительным образом); а находящиеся в правильной, положительной  полуволне – синхронизировать таким образом, «канализируя» их энергию на предварительных фазах,   чтобы на последней фазе для каждого этапа или отдельной задачи – их усилия совпадали, и выделялась максимальная мощность, как на выходе сложного согласованного фильтра с полезным сигналом. Задача управления (и политиков для общества, хозяйственников в частности) в том и состоит, чтобы так их взаимно организовать, чтобы не давать людям (энергетическим элементам) мешать друг другу, помещая каждого в свой «коридорчик» («волновой канал»), чтобы он мог развить и выделить там полную собственную мощность, а в конце собрать их энергию воедино.

 

  6. Таким образом, выводы: Для получения максимальной культуры большой системы элементы должны быть независимы; их количество (величина «базы») максимально; их сложность внутренняя (отдельных элементов, определяемая параметром «культурность») – тоже максимальная. Некультурное общество вообще обречено на поражение, в борьбе с более сильными (более культурными, более высокоорганизованными, сложными, т. е. содержащими больше «Жизни») соперниками – в количественном и качественном отношении. Разделение (нашей страны) на мелкие составляющие – это только способ быстрее поддаться растворению в сильном, если этот сильный «простого» пирамидального «подавляющего» типа («пожирающего», каким является капиталистическая модель «глобалистического» общества) – спасти слабого может только присоединение к такому сильному, «высококультурному» объекту, государству или общественной системе, которая основана на «культурных» принципах объединения, (коммунистических, для ясности), использующих энергию малых составляющих без их подавления, а с помощью взаимоусиления, синергетического сложения.

 

  Объединение – но только на коммунистических «синергетических» культурных принципах - выгодно обоим (всем) участникам, сторонам: сильному – потому что «слабый» отдается ему в управление и тем усиливает его в общегосударственных целях. А слабому – потому что спасет его, во-первых, от уничтожения, сохранив как независимый культурный элемент, а во вторых – позволяет приобщиться к более высоким миссиям глобального уровня, которые малым народам недоступны; то есть «выйти в большое плавание, в открытое море» мировой политики, более полно реализоваться народу, в лице его наиболее выдающихся представителей, в наиболее сложных «культурных» («развитийных») программах человечества.

 

Конец

                                 

***

 P.S. Данная незаконченная работа представляет собой, в основном, подготовительные (черновые) материалы, в виде отдельных мыслей и разделов, для написания более поздней работы «О ФИЗИКЕ КУЛЬТУРЫ ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ», условно разбитой на 4 части, для удобства работы в Интернете – помещенной также на данном сайте. Однако последние несколько разделов, многие вставки и выводы дописаны позже, в самый последний момент (4-12.04.12), и потому наиболее верные, являются заключением к той главной работе. Кроме того, весь материал был считан и скорректирован тоже в последний момент.

 

   Это третий вариант (незаконченной) статьи, последний и наиболее полный, без дублирования разделов 5 и 6 и части других материалов из первых двух вариантов статьи на данную тему.  К сожалению, нет времени для выделения главного и лучшего общего из всех трех вариантов статьи – к тому же не последних, возможно - поэтому оставляю этот вариант отдельно, для самостоятельной доработки, а другие варианты, первый и второй – постараюсь обработать отдельно и слить в один материал. Поскольку тема для меня тяжелая, новая, и не уверен, что сумею ее довести до конца в «чистом» виде, да и предела совершенству нет. Заранее прошу прощения за длинноты и повторения – но короче написать не имею времени. Главная моя цель скромна – лишь направить мысли будущих пытливых садоводов, знающих физику и биологию лучше меня – в область моделирования  параметров плодовых деревьев, расчетным путем, в том числе при создании новых сортов. Ведь хоть какой-то толк (прямой) от моей жизни должен быть, чтобы использовать для людей хотя бы часть наших накопленных знаний и опыта  - если уж наши ракеты, в создании которых я принимал участие, так ни разу никуда и не полетели - по основному назначению.

 

 См. также  статью «ФИЗИКА КУЛЬТУРЫ» (пока не дописана, будет на политической страничке сайта) – посвященную более широкому рассмотрению вопроса физического содержания понятия «культура» в разных областях Жизни (т. е. как главной характеристики всех живых объектов природы и искусственно созданных, этими биообъектами).

 

***

С уважением и благодарностью за долготерпение Читателю.  

 

Абакумов Александр Петрович          д.  Тельма          ноябрь 2011 г,    апрель 2012 г

                                                                            

   д. т.        8 499 200 58 44            моб. т.   8 499  722 60 97               моб. т.     8 916 018 05 41             

 

    См. наши сайты:

 

meshera.my1.ru                                садоводство

www.abak47.narod.ru     садоводство, публицистика, техника

www.sad47.ucoz.ru                             -//-

conception.my1.ru           философия,  публицистика, размышления

 

адреса электронной почты:

       abak47&narod.ru                              abak4713&mail.ru

 

 

 

 

Используются технологии uCoz