Социальная активность и социальная
справедливость, |
качество жизни - как их надо понимать? |
|
«Социальная активность» – это активность во взаимоотношениях с другими
гражданами общества, которая и является источником существования, своим содержанием имеет в конечном
итоге, если взглянуть с
материалистической точки зрения,
перераспределение общественного продукта (капитала) по некоторому принципу, не имеющему
никакого отношения к производительному труду.
Устанавливаются правила
игры, которые определяют некие эквиваленты
национального народнохозяйственного
продукта. Например, спел человек песню – получил столько то
денег, произнес столько-то речей в
Думе – заработал право на
квартиру, на чиновничью
должность, на высокую зарплату и
прочие привилегии. Выступил с шоу по телевидению –
заработал. При этом оценка
производится сугубо субъективно.
Разные артисты, певцы получают разную ставку при выступлении. Так самый высокооплачиваемый певец Стас
Михайлов (мне он совершенно не
нравится как певец, да и как человек
он мне не интересен, но кому-то
нравится, и ему платят). Или, например картины Марка Шагала – для
меня они - откровенная мазня, а мне внушают, что это великие произведения
искусства. Предел всего – «Черный
квадрат Малевича», вот уж где полный и неприкрытый маразм. Но люди, даже самые вроде бы
высокопоставленные, боятся сказать правду, пойти против «общественного
мнения». А ведь кто-то должен был
своим трудом покрыть те 40 млн. долларов, которые Потанин отдал за эту
картину, чтобы поместить эту воинствующую мерзость в галереи Эрмитажа! И так куда ни посмотри. Кто-то
любимой проститутке даст тысячу
долларов не глядя, а другая честная
женщина будет ради этой суммы горбатиться
не один месяц. И так
повсюду. В жизни нет
справедливости, ибо справедливость
требует соблюдения обратной связи,
установления таких законов в обществе, когда «блага по делам нашим». |
Наверно, ее не будет никогда. Более того, возможно, ее и не должно быть, ибо должны же
существовать какие-то высшие критерии и оценки, не поддающиеся рациональной логике?! Здесь не место углубляться далее, однако,
ясно, что с одними сугубо
рациональными подходами к решению всех самых важных и злободневных жизненных
вопросов ответа получить невозможно.
То, что хорошо для одного, плохо для другого. Вопрос, т.о. упирается в личные
пристрастия, и людям, живущим на одной
территории, занимающимся народнохозяйственной деятельностью в той или иной
форме, необходимо договариваться между собой. Если взглянуть шире,
масштабнее, то договариваться надо группам людей (производственным), если еще
шире – социально однородным группам
(раньше говорили политическим классам), а может быть договариваться надо однородным
группам по психофизическим параметрам?
Но социальные группы разные по численности, по степени влияния на политический
процесс, по отношению к политической
власти (и капиталу). Есть за
какой-либо из них некая высшая истина?
Или «пусть победит сильнейший» и «победитель всегда прав»? А раз так, то именно за ним (ней, группой)
и признается историческое право определять концепцию развития всего
общества? И социальная
справедливость заключается в том,
чтобы миром правили «социально активные»?
Или же она в том, чтобы
каждому доставалось по трудам
его, а оценка материального
эквивалента этого труда (которая
определяет вознаграждение его обществом) производилась не по его важности для
общества, и даже не его сложности и квалификации, а именно
исходя из его объема,
тяжести, вредности для
здоровья, риска для жизни. (Более высокая социальная оценка труда по его сложности и квалификации не означает, что
этот труд должен быть более высоко оплачиваем, в противном случае открывается
принципиальная лазейка для
гипер расслоения общества.
Именно подобный подход и практикуется в демократическом обществе
неравенства, где работа топ-менеджеров
и финансовых спекулянтов оценивается в сотни и тысячи раз больше, чем
труд производителей реальных ценностей. Очевидно, что эта искусственная
«шкала» оценок трудового вклада
гражданина в общественное богатство
не соответствует объективной
оценке труда каждого, которая, если
быть строго на научных позициях,
должна определяться энергетическими,
временными затратами, а также
показателем эффективности использования
пространственных и природных сырьевых ресурсов) . |
|
В обществе обязательно должны быть
какие-то общепринятые критерии оценки полезности деятельности (полезной
работы), совершаемой человеком, за которую он и получает от общества
вознаграждение - некий обобщенный эквивалент труда в денежном выражении. Если такой договоренности между
соучастниками общественного труда в
народно-хозяйственном механизме нет,
то невозможно говорить вообще о каких либо трудовых отношениях. Когда Маркс определил объем труда через
затраты времени, он был не прав, труд
должен определяться затратами энергии, т.е. с одной стороны затратами
времени, а с другой – затратами мощности (квадрат силы). Однако, поскольку, результат полезного труда всегда меньше
затраченной энергии, то более справедливо его определять эффективностью
трудового действия – т.е. произведением затраченной энергии на коэффициент
полезного действия (КПД), т.о. в
понятие полезной работы включается не
только количественная компонента труда,
выражаемая затратами энергии,
но и качественная – КПД. Работник имеет право на оплату его интеллектуальных
усилий, которые вылились в повышение
КПД его деятельности. Но этот прирост
его доходов относительно безынициативного исполнителя, или среднего
показателя, относительно невелик. Это
мне представляется справедливым.
Разница между умелым и
инициативным и средним работником составит, максимум, несколько десятков
процентов, т.е. те самые 2-3
раза, которые и являются нормальными,
признанными в обществе, еще со времен Платона. |
Когда речь заходит об эффективности
управления тем или иным процессом
(например, производственным),
то речь должна идти о таких управленческих маломощных воздействиях,
которые существенно увеличивают эффективность процесса. Если мы говорим об эффективности политиков,
то речь идет уже об эффективности всей экономики, что в конечном итоге
отражается в повышении уровня жизни людей.
Конечно, современные экономисты придумали множество показателей
«экономической активности», и тут они
преуспели в обмане. Но если отбросить эти их штучки с показателями деловой
активности, а перейдем к натуральным показателям, то картина реальной
экономической активности общества –
государства становится вполне
понятной (производство стали,
продукции легкой, тяжелой,
химической, сельскохозяйственной промышленности продукции автомобилестроения, объемы капитального строительства и
пр., .
тут без обмана с помощью всех
этих цен на акции и деривативы, и
пр. В конечном итоге качество
управления политиком государства определяется
приростом объемов производства, его
технологической эффективностью,
и в первую очередь экологическим показателем, и в итоге уровнем материального потребления
населения. Очевидно, этот показатель
материального благополучия дополняется показателем нравственности
общества, безопасности его граждан, и их
психологического комфорта, которые
являются производными от культуры населения,
которая в свою очередь зависит от качества работы
системы образования и воспитания. |
В конечном итоге качество жизни людей любого общества должно
определяться, на мой взгляд, удельным
показателем творческой компоненты в труде, при условии некоторого уровня материальной
обеспеченности и физической безопасности.
Все эти показатели в сумме и создают общий фон удовлетворенности своей
жизнью, или подавленности. Именно этот конечный показатель
«человеческого счастья» в динамике
своего повышения – понижения и определяет интегрально качество правления государством правящей
элиты. |
|
Константин Абакумов январь - февраль
2012г |
(Из
серии: «Зачем дается жизнь». Часть 8) |