Заключение. |
Кем и зачем дается жизнь? |
О смыслах и концепциях |
|
Я специально озаглавил серию своих
заметок общим названием «Зачем дается жизнь», ибо,
помимо нахождения и
определения (в своем понимании)
философского понимания смысла жизни, как особого состояния материи, хотел, дать также и частные определения смыслов существования человечества, как
биологического вида, и каждого
конкретного человека. |
Кто и что определяет появление человека в этом мире,
его дальнейшее существование и развитие, превращение из «сгустка биомассы» в
существо с развитым интеллектом, способное к сложнейшим действиям по
преобразованию мира? |
Физически появление на свет ребенка
определяется его родителями, зачатие
происходит в результате полового контакта мужчины и женщины, смешение хромосом задает те или иные
свойства будущего человека. Т.о.
появление на свет человека определяется волей его родителей (не обязательно обоюдной, но, как правило; даже в животном мире существуют табу, и самец редко прибегает к насилию
относительно самки, которая либо выбирает самца сама, либо соглашается
на его ухаживания, и даже когда
самка Богомола отгрызает голову самцу
во время полового экстаза, это делается
на «добровольной основе» без принуждения).
Ритуалы брачного процесса предопределены природой, они разумны и рациональны, при том, что сам выбор полового партнера
определяется страстью – неосознанным сильным желанием существа – чувственным
целеуказанием высшей иерархии. Через
неразумную страсть сама Природа управляет поведением людей, действо, связанное с появлением потомства
порой не управляется разумом человека, любовное и сексуальное притяжение
сильнее его рассудка. (С давних времен
люди называли любовь состоянием помутнения разума). Процессы, которые не понимаются, не управляются и не предсказуются, называются
случайными (но при этом не обязательно
являются таковыми - неопознанность
причин, порождающих те или иные процессы,
не означает отсутствия
факторов, влияющих на них, и
если данные факторы имеют какой-то
организованный структурированный характер, то это приводит к изменению
характеристик случайных процессов -
математическому ожиданию случайной величины, ее дисперсии и изменению
величин кумулянтов более высокого порядка;
типичным примером является смесь сигнала с шумом, в таком процессе присутствует случайная и
детерминированная составляющая).
Верующие говорят: «Бог дал ребенка»,
при том, что современные методы медицины позволяют производить искусственное зачатие
ребенка, (более того определять его
пол), и искусственное его выращивание в первые месяцы жизни, и т.о. активно
вмешиваться в работу «тайной
лаборатории жизни». |
Т.о.
с одной стороны ребенка разумно и осознанно производят на свет
родители (проявляя свою волю: душевное человеческое стремление иметь
детей и заботиться о них, и осознанное устремление в надежде не
оказаться в одиночестве и без помощи в старости), но с другой стороны появление на свет ребенка и его психофизические характеристики зависят от целого ряда случайностей: стечения случайных обстоятельств, в
результате которых произошла встреча его родителей (пересеклись линии их судеб), последующего развития событий, на которое
оказывалось влияние большого количества случайных факторов, и после волевого их решения быть вместе
(или, хотя бы произвести контакт)
- процесс оплодотворения, при котором происходит смешение
генов отца и матери, случайное
сочетание которых и задают врожденные
физиологические параметры будущего
человека. В этих случайностях и проявляет себя Природа (которую некоторые мыслители
отождествляют с Богом). |
Третьим
обстоятельством – фактором является
общество, которое, наряду с семьей, во многом определяет личностное
формирование человека, его
воспитание, психофизическое,
интеллектуальное, культурное и
духовное развитие (а часто и в гораздо большей степени). |
И все эти факторы - в определенном
смысле субъекты исторического действия,
приводя на сцену исторического действия очередного субъекта, «порождая самое себя», «рассчитывают», что он,
при их жизни (и человеку, и обществу, и Природе дано ограниченное время
существования), окажется их сторонником, союзником, помощником, усилит их влияние на реальность с целью изменить ее в желаемую
сторону; конкретные люди
(родители и их окружение – их современники – общество в
его временном срезе) рассчитывают, что
их дети (а в массе новое поколение)
станут продолжателями их дела
(семейного и общественного - национального). |
Все, что происходит, делается кем-то,
или чем-то с определенной целью, и
даже природа – стихия проявляет себя
не случайно (в физическом и
философском смысле), а как
закономерный процесс (пусть и не до конца понятый и осознанный), ибо всегда и во всем существуют
причинно-следственные связи. В середине 60-х гг прошлого века появилась
«Теория катастроф», которая
рассматривает случайные процессы,
казалось бы независимые друг от друга, но при выстраивании в ряд которых начинает
прослеживаться закономерность (эта теория используется при предугадывании природных катастроф, так же как теория вероятностей и случайных
процессов для расчета уравнений регрессии и вероятностного предсказании
развития процесса на некоторое время вперед).
|
И человек, которому
судьбой «в лице» этих трех
«субъектов» дана жизнь, несет
перед ними обязанность, и не только перед родителями, семьей и обществом, но
и Природой (Богом). Можно не задумываться кто ты и зачем ты на
белом свете, но это не меняет объективного положения дел. Человек постоянно и
неизбежно связан с другими людьми в процессе своей жизнедеятельности, но и с
природой тоже, уже потому, что он
живет в среде обитания. У этой среды
обитания есть свои законы и высшие принципы, которые он может лишь познать, до
какой-то степени использовать, но которые изменить не может. И, прежде всего это принцип
причинно-следственной связи - любое явление или процесс, порождаются другим предшествующим явлением
или процессом. Игнорируя это, человек
своей деятельностью нарушает природное экологическое равновесие, разрушает среду своего обитания, ухудшает условия своего существования, и, как следствие неизбежно физически
деградирует. |
*** |
На днях я услышал по ТВ фразу одного
немолодого человека (на каком то обсуждении, топ-шоу, которых ныне много
проводится). «Жизнь - есть приращение
закономерности». Не знаю его судьбы, профессии, и того, как формировалось его
мировоззрение, но это и не важно, важно, что высказанная мысль им не
оригинальна, и справедливость
данной философской формулировки жизни
культурному человеку доказывать не надо (и элементарная этика не требует приводить
ее автора при использовании в тексте).
Давший это определение жизни человек произнес фразу будничным тоном,
как давно известную истину, всеми
признанную, вставив ее преамбулой своего короткого выступления (он говорил
«из зала»), не красуясь перед
публикой (мол, смотрите, какой я
умный, в трех словах дал определение жизни),
не претендуя на роль
выдающегося философа (а ведь смысл
жизни – вопрос, над которым ломали голову мыслители всех времен и
народов). К тому времени я уже
несколько недель писал данную
«статью» (назовите, как хотите
мой жанр изложения мыслей – его правильнее всего назвать эссе), а думал над этим вопросом всю сознательною
жизнь (в молодости подспудно,
последние 10 лет записывая свои размышления
в систематизированном виде), и меня
поразила краткость и точность данного определения. |
|
Отступление. У меня такой подход к
написанию отдельных «работ» -
смысловых фрагментов, я не
тороплюсь их заканчивать, ибо меня
никто не гонит, и не ради гонорара я
пишу, но потому, что есть во мне такая
потребность - от упорядочивания своих
мыслей и разрозненных знаний, я
получаю удовольствие. А еще потому,
что уверен в том, что есть люди, для которых мои размышления интересны, и есть те, кому ознакомление с ними пошло
бы на пользу ( пусть читатели тут меня простят за нескромность, но ведь если ты сам не веришь в пользу
своего труда, то зачем предлагать его результаты людям? При том не сомневаюсь, что есть и те, кто (по) считает мои размышления вслух формой
проявления «психической истерии».. Так
психологи определяют маниакальное
желание некоторых людей выделиться,
привлечь к себе внимание любой ценой,
зная в глубине души, что для окружающих они ничем не интересны. Одни люди,
обычно молодые, нестандартно
одеваются, носят на голове причудливые
прически, протыкают носы, уши и прочие
части тела кольцами и металлическими блестящими украшениями. Другие, стремясь достичь остроты чувств,
подвергают себя публичной экзекуции, подвешиваются на крючьях, дают избивать себя розгами, распинать на кресте и прибивать
гвоздями. Ну а третьи, немолодые, начинают публично «оголяться» в переносном
смысле, рассказывать пикантные
подробности своей личной и интимной жизни,
опубликовывать мемуары, пестрящие подробностями их связей со
знаменитостями. Судя по статистике отзывов на сайте, написанное мною (и
братом) некоторых сильно раздражает,
и, признаюсь, меня это радует не меньше, чем положительные отзывы близких по духу людей. Значит, задевает, а это происходит, прежде всего, тогда,
когда человек слышит нелицеприятную правду, что лишает его благодушия и морального комфорта. Ему хочется видеть себя на коне, казаться
для всех преуспевающим и уважаемым, а оказывается, самые достойные,
порядочные и умные над ним откровенно
смеются, либо его даже жалеют за духовную и интеллектуальную ограниченность,
и ничего-то никому он своим богатством и «социальным положением» не
доказал. И все его годы погони за
успехом (лучшие годы жизни, самые
плодотворные) – сущая суета, которая не принесла благодати ни
ему самому, ни его близким, ибо
внутри его пусто и ничто не радует. Он
это тщательно скрывал даже от себя,
бутафория в порядке, и вдруг
оказывается, что его раскусили, его внутреннее банкротство у всех на
виду, и перед ним зияет во всю глубину
позорная «долговая яма» - моральное осуждение
всеми честными гражданами общества. |
Теперь,
когда я заканчиваю данную статью, вобравшую в себя размышления на разные
смежные темы, читатель может сравнить
высказанную выше фразу в зале ТВ студии с моим определением жизни. Обратите внимание на схожесть, буквально
идентичность, наших взглядов, при том, что я дал в достаточно развернутом виде определение смысла жизни
именно человека. Меня не угнетает
осознание того, что я не оригинален,
и, значит, «жевать вопрос» не
было смысла, и труд по нахождению собственных формулировок и
представлений был напрасным. Напротив,
я с радостью убеждаюсь в том, что лед тронулся, и мои сокровенные
выводы, выношенные за
десятилетия, в которые размышлял о
главном, будучи в определенной мере образованным, информированным и
обладающим жизненным опытом, становятся расхожими среди думающих,
образованных, неравнодушных людей -
в стране, где общество
превратились в электорат,
где люди потеряли
цели и смыслы, саму способность видеть
причинно-следственные связи, а
значит, принимать эффективные решения и совершать эффективные действия, хотя бы во благо себя лично, но не сиюминутное, а в перспективе на годы
(об общественном благе я уж не говорю)
обретение ясности и четкости мышления – единственный путь к
спасению русских людей, русской нации, и возрождению Советской Цивилизации. |
|
Смысл жизни - предназначение высшего ее порождения –
человека в том, чтобы постоянно увеличивать
детерминированную компоненту происходящих в природе процессов, бороться со стихией, «сеять разумное доброе вечное», а значит увеличивать долю справедливых исходов любой
сознательной человеческой деятельности,
создавать ситуацию, когда
честный труд вознаграждается благом, а
бесчестный – наказанием и страданиями.
Т.е., говоря казенным научным языком – концептуальная задача человека
в том, чтобы в окружающем его мире выстраивать цепи причинно-следственных связей, а в обществе создавать условия для
возникновения достаточно жесткой определенности в исходе деятельности любого
человека, которая через нравственные категории выражается принципом
социальной справедливости – каждому по труду его (или, как говорили простые русские
крестьяне - «как поработаешь, так и полопаешь»). А если еще конкретнее – он должен своими
действиями снижать влияние на
результаты труда «своих» как случайных природных факторов (разрушающих сил стихии), так и умышленного противодействия со стороны враждебного разума (чужеродной
энергетической субстанции, обладающей
интеллектом и волей: это может быть и
враждебно настроенный человек, и группа людей, чужеродное общество и целая цивилизация), т.е.
действовать в соответствии с Концепцией Общественной Безопасности (тут
я полностью согласен с формулировкой главной цели любого порядочного
человека и гражданина, данной автором
КОБ – К.П.Петровым). |
Этот высший смысл человека вбирает в себя смыслы более низкого уровня
– служения своим родителям, родным и
близким, своему этносу и народу, тем, кто дал ему жизнь и создал условия для
его существования, физического и
культурного развития. |
Перечисленное относится к социальным
обязанностям человека. Но у него есть и другие обязанности, перед Природой.
Природа, это не только дикая стихия - порождение сил хаоса и
разрушения, сил Зла. Природа, это и то живое, что нас окружает, частью чего мы
являемся, это флора и фауна, растения и животные, заселяющие окружающий мир –
носители его организованного начала.
Ни у кого нет права на
уничтожение окружающего мира в угоду
своему ненасытному эго, постоянно растущему желанию потреблять материальные
блага, получать изощренные и
извращенные наслаждения. Зрелый и
культурный человек должен брать на
себя бремя ответственности и за весь живой (и неживой) окружающий нас безропотный мир, возвышая в нем компоненту «мировой» справедливости (такое
название я даю по аналогии с
социальной), добиваясь гармонии во
взаимодействии с природой и поддержания экологического равновесия. И защищать его от самого опасного агрессора – дикаря в
современном «цивилизованном» обличье, оснащенного
современными технологиями и средствами умерщвления всего живого и
разрушения неживого, нацеленного на безграничное потребление природных и
человеческих ресурсов. |
Что же касается путей повышения
результативности своих действий, то они давно известны – их два. Первый заключается в том, чтобы
действовать согласованно с действиями «своих», достигая при этом эффекта синергизма. Второй - в повышении индивидуальной
эффективности через внутреннюю
дисциплину, высокую самоорганизацию,
физическое и интеллектуальное
развитие, через полное раскрытие своего генетического потенциала. |
|
*** |
Каждому свое, так создан мир. Нравится или нет кому-то данная
раскладка, но он должен понимать
существующие природные физические и
социально - исторические закономерности и делать из этого для себя
выводы. Его обязанность, и перед самим собой, и перед теми,
кто определил его появление на свет
и предназначение, понять себя, свой путь, и, не ропща, что не дано
большего, сделать, что в силах. И если он это сумеет, то жизнь вознаградит его чувством собственного
достоинства и душевным покоем.
Возможность делать, что сам
находишь нужным, это ли не
счастье? («на свете счастья нет, а
есть покой и воля»). А остальное –
завихрения чувств, подъемы и
спады, это нормально, но
кратковременно, это только твое
личное, и не оно составляет метафизический смысл жизни и ее
содержание. Содержание ее характеризует «огибающая»
«флуктуирующего процесса»,
именно она несет информацию о
деяниях человека на жизненном пути
(а не о радостях и бедах,
которые ему даны судьбой, природой и
генетикой), о привнесенных им в этот мир детерминированности, порядке,
гармонии и красоте. Что ты дал
этому миру? - вот в чем вопрос. |
«Жизнь – есть приращение
закономерности», и человек появляется на свет для того,
чтобы служить этому высшему смыслу. |
|
|
Константин Абакумов 4.04. 2012г |
(Из
серии: «Зачем дается жизнь». Часть 21) |
|