О музыке и гармонии с позиции физики

 

      Для  более полного и образного представления читателем понятия эгрегор и социальных процессов в обществе,  понимания того, как и кем оно управляется (или самоуправляется)  на мой взгляд, полезно  уяснить понятие музыкальная гармония.

    Чем отличается музыка от шума?  С точки зрения физики (отбросив эмоции)  тем, что музыкальное произведение, любое, состоит из набора звуков, представляющих из себя когерентные акустические колебания  воздуха,  т.е. такие,  частота которых абсолютно постоянна и не меняется во времени,  такие колебания называются гармоническими.  Колебания воздуха  человеческое ухо воспринимает как звуки.  Гармонические звуки издают любое музыкальные инструменты, например, гитара,  или гармонь (слово  однокоренное,  название соответствует содержанию).  Музыкант может зажимать струну в любом месте деки,  частота звучания будет при этом меняться,  однако она будет определяться не местом,  в котором он прижал струну к деке, а местом ближайшей медной пластины, расположенной между пальцем и свободной колеблющейся струной, издающей звуки.  Поэтому некоторая небольшая неточность расположения пальцев левой руки гитариста, прижимающих струну между смежными медными пластинами, расположенными на деке,  не играет никакой роли,   звук будет один и тот же,  главное чтобы прижим струны был плотным,  и палец не соприкасался с медной пластиной, накрывая часть колеблющейся струны (в  этом случае звук будет глухим и  быстро затухающим, поскольку мякоть кожи  гасит колебания).  Само устройство деки  определяет дискретность частотного спектра,  издаваемого гитарой,  т.е. музыкальный ряд.

     Так же  устроены и другие струнные инструменты, контрабас, виолончель, скрипка.  Здесь я хочу подчеркнуть главное - при игре на любом из них музыкант, зажимая пальцами струны в разных местах, извлекает звуки разной частоты (высоты звучания),  но сами инструменты способны издавать только когерентные звуки - звуковые сигналы,  причем только тех частот, которые определяются музыкальным рядом – от звука ДО первой октавы, до  ДО второй октавы, и далее.   При этом аналогичные звуки каждой следующей октавы в два раза выше по частоте,  кроме того, все звуки гаммы, расположенные в пределах одной октавы,  определенным образом соотносятся между собой - частоты всех возможных звуков кратны друг другу  (но не целочисленно,  а через дробные натуральные  числа).

     Именно  дискретность звуков,  ограничившая их общее количество,  а также строгая частотная определенность, задаваемая пропорциональностью их частот,  обеспечили структурированность звучания музыкальных инструментов, и, следовательно,  саму возможность записи музыкальных произведений -  совокупностей звуков разной частоты и длительности - с помощью принятых обозначений – музыкальных нот.  Заметим здесь, что и длительность звуков подчиняется определенным соотношениям,  кратным натуральным числам.  Есть полные звуки,  длиною в такт,  есть половинчатые,  четвертные, «осьмушки»,  но есть и полуторной длительности,  или, например, «три звука следующие подряд», общая длительность которых равна  «червертушке»,  «половинке» и т.д..     Расположенные в определенной  последовательности звуки разной длительности создают ритмический рисунок музыкального произведения.

    Ничего нового тут я, разумеется, не сказал, но упомянул основы музыкальной грамоты и теории музыки для того, чтобы  плавно перейти от общеизвестных культурным людям понятий к более специфическим, используемым в физике и технике,   где они благодаря использованию  формального математического аппарата они обретают строгий смысл.   

      Тут  следует  обратить внимание на такой феномен человеческих способностей. Есть люди, обладающие абсолютным слухом, т.е. способные не только улавливать и запоминать последовательность звуков разной длительности – структуру музыкального образа -  музыкальный рисунок - мелодию,  но и саму частоту звучания каждого звука.  Можно сыграть музыкальное произведение на полтона выше или ниже, и многие это не заметят, но большинство музыкантов это услышат. А вот если частоту звука изменить на сотую долю, на тысячную?   Способности у людей разные,  точности «измерительного устройства частоты» - человеческого уха также разнятся, как  измерительные характеристики технических частотомеров разного «класса точности».  (Особо острым слухом обладают настройщики музыкальных инструментов).   Казалось бы, ухо,  как аналоговый измеритель,  имеет ограниченную точность измерения,  но какова его среднеквадратическая ошибка измерения – СКО  у людей обычных и  одаренных абсолютным слухом?  Я не знаю,  но сейчас не это для нас главное,  нас интересуют не абсолютные, а относительные показатели,  а именно способность улавливать закономерности музыкального ряда,  отличать один музыкальный образ от другого,  т.е. способность одного человека настраиваться  на «волну»  другого (автора музыки) или соисполнителя в хоре, или подыгрывающего ему музыканта.  Согласитесь, ведь это совершенно иной уровень «внутреннего резонанса» -  уловить мелодию,  прочувствовать ее,  «настроиться на  настроение» автора,   нежели просто уловить  точно высоту звука.   Музыкальное произведение можно сыграть на полтона выше или ниже, от этого его содержание не изменится.  Так же не изменяется смысл речевого сообщения, переданного в диапазоне длинных или коротких волн, ибо сообщение несет в себе информацию, заключенную именно в соотношениях между параметрами несущего сигнала  (его  амплитуды, изменяемой во времени,  тогда говорят об амплитудной модуляции, или фазы – фазовой модуляции, или частоты – частотной модуляции).  Именно соотношения между параметрами несущего сигнала в разные моменты времени и определяют его структурированность,  которая и несет в себе информацию – сведения об его определенности.

      Стоит задуматься и над таким моментом.  Есть люди, которые изучают нотную грамоту, подолгу учатся играть на музыкальных инструментах и становятся хорошими профессиональными музыкантами. А есть такие, которые просто поют и играют с детства, легко и свободно, не зная  ни теории музыки, ни даже нот.  Это им дается от природы.  Казалось бы, существуют закономерности, строгая расстановка звуков в ряду, по высоте тона и длительности,  временной последовательности, и все это надо обязательно знать.  Но нет, можно просто петь,  ни о чем не думая,  как поет соловей, улавливая  «душу»  автора песни. Лючиано Пуанаротти и Валерий Ободзинский, к примеру, не знали нотной грамоты,  просто не было необходимости.  Вот так!  Но может быть не стоит  тогда и копья ломать,  и раз не дано таланта, то лучше и не петь вовсе?  И не играть,  и не писать музыку?   Зачем все эти копания в музыкальных теориях? Читатель наверняка имеет свои ответы на эти вопросы. У меня они тоже есть.   Вкратце я скажу так. 

 

О типах  мышления и восприятии музыки

.

      Логическое, рациональное мышление – костыль для слабомощного мозга. Сильный мозг (не интеллект, а именно мозг,  который отвечает за всю  осмысленную  и не  осмысленную деятельность человека) позволяет  воспринимать  окружающий мир и отражать его в сознании,  при этом оперировать образами в целом, не  вдаваясь в осмысление деталей,  отдавая эту функцию подсознанию.   Он обслуживает первичные потребности организма,  который заявляет их через возникающие чувственные желания  (любые части тела через свои рецепторы подают ему сигналы,  желудок – о голоде,   язык – о вкусе,  нос – о запахе,  половые органы – о готовности к  акту  репродукции,   мышцы  об усталости или свежести,  готовности к действию и т.д.).  

     Что такое музыка?  Слуховой образ,  приятный,  если совпадает с настроением,  с чувственным восприятием,   с собственным вкусом.  С помощью разных звуков древние люди (и животные)  обменивались информацией первичного уровня:  о существующей опасности предупреждал сородичей вопль раненого  животного,  вожак стада подавал  сигнал к сбору,  или  угрожающий рык предупреждал противника о готовности дать отпор,  своими призывами самец привлекал самку.   Соловей заявлял о своем присутствии трелями, и чем более сложным был рисунок, тем  больше он импонировал самке.  И это понятно  (при том, что птичка этого не осознавала),  ибо способность воспроизводить длинные  трели, состоящие из многих «колен» характеризовали уровень «интеллекта»  самца,  а значит и его способность к более рациональным действиям, чем у прочих, поющих песни покороче.  На этом примере ярко прослеживается связь между  эстетической и рациональной категориями,  что красиво, то оказывается и рационально.   Полезное  на эмоциональном уровне воспринимается как красивое.  И в этом проявляется закон философии о единстве формы и содержания  (хотя  на любые правила есть исключения). Интеллект,  как инструмент анализа (с целью выявления  закономерностей наблюдаемого процесса),  и  синтеза наиболее рациональных действий (состоящих из элементарных  поступков - шагов)  появился в результате многочисленных на историческом интервале времени существования древнего человека  попыток скомпенсировать нехватку сил ( энергетических ресурсов)  для решения регулярно возникающих задач выживания.  Именно интеллект позволил человеку действовать организованно и сообща с другими членами рода (социальной группы разного рода и численности), постоянно наращивая свои знания и умения,  становиться все сильнее,  стать независимым от хищных животных, а затем и  от многих проявлений стихийных сил.  Однако по мере  развития    интеллектуальных способностей человека, что было связано с изменением структуры его головного мозга,   происходило угасание некоторых первородных способностей, определяющих образное восприятие мира, способности к подражанию голосам животных, пению птицы,  и т.о.  способностей к музыке и пению, рисованию.  Холодный ум подавлял чувственное начало.  Тут стоит отметить, что развитие интеллекта у современного человека,  связанное с получением образования,  отнюдь не означает повышение у него интеллектуальных природных способностей.   Напротив,   облегчение условий существования в последние 20 -40 тыс.лет привели к тому, что мозг человека стал меньше  размером,  и это отражает его постепенную деградацию,  которая должна ускориться в результате бурного развития техносферы (по мнению некоторых специалистов нейрофизиков, которое я разделяю). 

  

      Сознание же человека, определяет осмысленное восприятие окружающего мира,  видение существующих в нем закономерностей – причинно следственных предопределенностей,  способность  планировать рациональные  действия (т.е. эффективные,  которые обеспечивают максимум пользы на единицу энергетических, или временных затрат).    Т.о. два типа мышления вступают в диалектическое противоречие,   сильного от природы, представляющего т.н. «физиологическую элиту», и мыслящего образами, и слабого – мыслящего рациональными категориями,  обладающего логическим складом ума,  и пользующегося эффективными  инструментами умозаключений,  разработанными человечеством на пути его эволюции.    Одни живет своим природным умом, другой – используя  «костыль знаний и умений»,  получаемых в результате длительного процесса образования.   Долгое время очевидно было преимущество первых, и несколько сот семей феодалов (сильных, решительных, владеющих оружием) держало в подчинении Европу в течении трех столетий.   Но пришли иные времена.  Не только физическая сила перестала иметь столь решающее значение, но и интеллектуальная,  поскольку появились технические средства передачи, хранения и обработки информации. Если в прошлом веке заниматься писательством могли только люди, обладающие хорошей памятью, и  большой работоспособностью (ибо надо было запоминать  фразы и цитаты, и держать в голове огромное количество информации ), то современные  компьютеры, принтеры, с средства мобильной связи позволяют «иметь под рукой» и средства печати, и редактирования,   и получать доступ к самой широкой информации, находящихся в книгохранилищах «в реальном масштабе времени».  Если еще в 20-м веке  информация хранилась в книгах,  тогда как   доступ к их хранилищам был для большинства недоступным,  или  весьма ограниченным,  и для того, чтобы писать,   надо было иметь  архивы, домашние библиотеки,  источники другой информации,  что было у единиц,  то теперь каждый может получить большой объем сведений из любой области знаний,  находясь дома, имея выход в Интернет (помимо того, что существует радио, телевидение, и мобильная связь).  И это в корне меняет дело.   Участниками процесса осмысления действительности становятся «простые»  люди,  в сущности, каждый неравнодушный к тому, что происходит в любом участке мира, может получить информацию  (более или менее полную) о существующей там ситуации, а значит,   дать ей собственную оценку,    сформировать свое собственное мнение о происходящих событиях,  их причине, об участвующих  в них политических силах и их ролях.   Конечно, создание выдающихся произведений искусства – книг,  картин,  музыкальных произведений,  фильмов – предполагает наличие у человека и выдающихся способностей,  но иметь о них свое представление,   участвовать в  хозяйственной жизни общества,  как и политической жизни теперь может каждый.   Люди получили благодаря достижениям техники несравненно большую свободу самовыражения, но также и  возможности для творческого развития.  И вопрос, какой тип мышления более значим, важен, предпочтителен,  о роли элиты и народа в историческом процессе, по-прежнему остается открытым.  Что важнее – способ мышления,  или сила мозга? 

   Но вернемся к теме.

***

       Я не знаток теории музыки, но для изложения моих мыслей этого и не требуется.  К данному примеру обратился лишь для того, чтобы нагляднее довести до читателя  некоторые именно физические и философские аспекты гармонии (как они видятся с позиции  разработчика радиосистем,  я об этом  говорю к тому, что  некоторые  излагаемые моменты не специалисту будут трудны для восприятия, за что приношу извинения  недостаточно подготовленным читателям; но  для полноты понимания вопроса  нужно  обратиться к основам теории обработки сигналов). Мне представляется любопытным рассмотреть смысл гармонии,  именно  с позиции физики, ибо явление гармонии имеет фундаментальное значение в организации материи, и без понимания его невозможно понять ни законы развития природы, ни законы развития общества.  И в частности,  понять смысл такого явления, как эгрегор.

     Итак.  Струна издает монохроматический звук,  специалисты в области обработки сигналов называют такой звуковой сигнал когерентным.  В чем его особенность? В неизменности частоты во времени.  Т.е. на экране спектро-анализатора эхо локатора  мы увидим одну «палку», а на графике частотный спектр такого сигнал будет иметь вид «дельта-функции».  В противоположность ему широкополосный шумовой сигнал представлен в виде  «холма с плоской вершиной»,  ширина  этого холма   по уровню 3 дб от максимального определяет уровень его когерентности,  при очень широком его спектре  говорят, что шум приближается к «белому»  (такой шум называют некоррелированным,  тогда как узкополосный шумовой сигнал называют  коррелированным).              

    В чем смысл коррелированности?  Кореллированность  двух сигналов отражает степень их  похожести, математически она определяется взаимокорреляционным интегралом,  который численно характеризует их взаимную энергетику (нормированную).    Когда говорят об автокорреляции, понимают степень похожести сигнала на самого себя, смещенного во времени, т.о.  автокорреляционная функция (автокорреляционный интеграл как функция временного рассогласования)  определяет неизменность сигнала во времени. Тут возникает понятие  «огибающей сигнала»,  или «комплексной огибающей сигнала»,  именно она несет через свои параметры передаваемую  с помощью электромагнитного сигнала информацию,  тогда как частота заполнения сигнала – «несущая радиочастота»   принципиального значения не имеет,  она определяет лишь условия распространения радиоволн,  и технические удобства реализации передающей и приемной аппаратуры.   «Огибающая» сигнала  характеризует его амплитуду и начальную фазу, которые меняются несравненно  медленнее,  чем фазовое состояние самого несущего сигнала.

     Я говорю об этих вещах потому, что в дальнейшем буду использовать элементы теории обработки сигналов, это необходимо для более четкого понимания сути рассматриваемого вопроса.

     Так вот, когерентный сигнал обладает свойством неизменности во времени, при этом надо понимать, что неизменны  именно параметры колебания,  т.е. амплитуда и фаза (огибающей),  тогда как сама струна, очевидно, не находится на одном месте, и постоянно колеблется.  Надо всегда помнить о том, что нас интересуют именно изменения параметров энергетического процесса – колебания струны,  а не сам процесс.  Именно изменения несут в себе информацию,  именно они характеризуют эволюцию процесса, а не сами однообразные колебания физического тела. Смысл  любого управленческого (слабого энергетического)  воздействия на любой энергетический процесс состоит именно в том, чтобы изменить его параметры.   И нам важно сейчас понять, как влияет гармония (или дисгармония),  точнее степень гармоничности звучания разных струн (музыкальных звуков)  на  энергетическую эффективность  их совместного  возбуждения звуковых колебаний воздуха  – аккорда.

    По другому вопрос можно сформулировать так.  Будет ли  звук, издаваемый гитарой,  у которой возбуждены несколько струн громче в том случае, если струны настроены  в соответствии с музыкальным рядом, или громкость его  не изменится? 

     Тут надо выделить два аспекта.  Первый – мы должны  объективно судить о звуковом давлении,  или совокупной мощности звукового потока.  Второй – о субъективном восприятии звука настроенного или «расстроенного» инструмента.  Начнем с первого.

      Очевидно, что звуковое давление на перепонку уха колеблется так же, как и колебания струны.  И можно говорить о среднем давлении,  или среднеквадратическом,  которое и определяет силу звуковой волны.  Однако   мощность звукового потока,  и давление его на поверхность (расположенную поперечно направления распространения звуковой волны)  это разные физические характеристики звука, издаваемого инструментом.  И если поток энергии, передаваемый через звуковые колебания воздуха,  определяется  суммарной мощностью колебания всех возбужденных струн,  то сила звукового давления определяется  суммой сил давлений на поверхность передаваемых через воздух разными струнами.     Т.о. хотя мощность потока звуковых колебаний зависит от усилий гитариста,  и не зависит от синхронности звучания струн,  однако слуховое восприятие  звуков зависит от их строя, т.е. гармоничности звучания!   

      Здесь присутствует очень тонкий момент. Надо понимать, что  энергия излучаемого в пространство звука,  издаваемого инструментом, несравненно, на много порядков больше, чем улавливаемая ухом энергия колебаний,  ибо размер ушной раковины (звуковой линзы)  несравненно меньше  площади сферы, с радиусом равным расстоянию  от  гитариста до слушателя.  Чем больше раствор этой «линзы »,  тем больше сигнал,  безотносительно к тому,  сколько сил тратит гитарист на извлечение звука  (ибо энергия  уходит в пространство).  Конечно,  тут существую физические  ограничения,  они такие же, какие существуют в электрических цепях,   и учитываются тем, что генератор энергии представляется в виде генератора напряжения (при этом  предполагается что у него нулевое внутреннее сопротивление),  или генератором тока (у него бесконечное внутреннее сопротивление),  или генератором мощности (который представляется источником напряжения с некоторым последовательно включенным напряжением,  которое ограничивает предельно возможный отбор мощности). Эти факторы надо учитывать,  но в нашем случае ими можно пренебречь, и считать  гитару (гитариста) источником  напряжения,  т.е. источником звукового давления,  энергию которого можно отбирать тем более эффективно, чем более  организованно «складывать»  принимаемые сигналы,  т.е.  чем более согласовано  по отношению к  сигналу производится его обработка.    И тут мы приходим к знакомым из теории обработки сигналов понятиям, и рецептам. Это и дает нам возможность ответить на следующий вопрос:

 

Что делает звук более слышимым?

 

     Казалось бы, что тут обсуждать – его громкость.  Это ясно и бесспорно. Но при равной громкости?   Кто-то кажет – высота звука,  и это тоже верно,  чувствительность уха не одинакова в различных частотных диапазонах, и у большинства людей верхний слышимый порог 16 кГц, тогда как другие слышат и 20Кгц, и, наверное, есть люди которые слышат и более высокие звуки, и наоборот (моим первым начсектора был человек, разработчик кварцевых резонаторов,  который не слышал и 10 килогерцовый резонатор,  который  представлял собой брусок длиной  несколько сантиметров, такой резонатор «возбуждался трудно», но когда это происходило, своими «колебаниями вращения вокруг продольной оси» просто давил на ухо, хотя и находился в вакуумной колбе).  Но ограничим задачу,  и предположим, что  звуковой сигнал лежит в относительно узком диапазоне частот, в котором чувствительность уха неизменна  (например, от 500 Гц до 3 кГц).  Что тогда определит  способность человека услышать звуковой сигнал?   Каждый ответит - «чувствительность уха»,  не слишком вдаваясь, что это такое и от чего зависит.   Позволю себе «пожевать» этот вопрос.  

      Чувствительность уха,  это так только говорится «простым языком».  На деле же она определяется не только чувствительностью барабанной перепонки, которая определяет  уровень сигналов,  поступающих от слуховых датчиков в головной мозг  (первичная обработка звукового сигнала,  и превращение его в электрические импульсы, поступающие в кору головного мозга),  но и самой работой головного мозга  (алгоритмом вторичной обработки принимаемой информации). Тут все ясно и просто.   Если способность слышать отдельные звуки определяется длительностью когерентного сигнала, и чем он больше во времени накапливается,  тем выше его качество,  характеризуемое отношением сигнал/шум  по мощности,   то способность улавливать  звуковой ряд (в частности музыкальный рисунок - мелодию)  определяется  мозгом человека,  тем, какую предварительную  информацию он содержит,  специалисты говорят  о  полноте априорной информации о параметрах принимаемого сигнала.   В сущности, мелодия, это код звукового сигнала,  и зная его,  можно очень эффективно выделить его из шума.   В первом приближении можно сказать, что чувствительность «уха»  при улавливании  мелодии в N раз выше, чем  одного звука, где N -  количество звуков равной длительности из которых состоит мелодия, при этом суммарная их длительность равна длительности одного   монохроматического звука.. 

     Тут надо, однако,  подчеркнуть, что чувствительность «приемника»  (пока будем говорить о нем,  относя к нему и человека)  не зависит ни от «мелодичности» сигнала, ни от гармонии отдельных аккордов, а лишь от общего количества звуков и диапазона их частот,  произведение которых  характеризует базу сигнала,   определяющую выигрыш в отношении сигнал/шум, получаемый на выходе схемы вторичной обработки по отношению к схеме первичной обработки (т.е. с «выхода» уха).   Так гласит главный вывод  теории обработки сигналов.  Важно, что приемник «знает» амплитудно-фазовые  параметры  всей последовательности сигнала, и этого достаточно, чтобы  с равной эффективностью принять сигнал любой формы.

       Однако человеку не безразлично, какофонию он слышит, или гармоничное звучание. Ибо гармония задает дискретный спектр звучания,  и ухо, настраиваясь на определенные «палки»  спектра,  более подчеркнуто улавливает их, нежели в том случае, когда настраиваться не может, ибо звуки идут полностью непредсказуемые.  В радиотехнике есть понятие  «гребенчатый фильтр»,  это фильтр, настроенный на прием периодического сигнала.  Благодаря гребенчатой амплитудной характеристике,  он выделяет гармоники  полезного сигнала относительно шумов.  Степень подавления  их (шумов) будет тем больше, чем более четкий и запоминающийся музыкальный рисунок слышит человек  (у которого  ухо, производящее первичную обработку, и мозг, производящий вторичную обработку,  формируют гребенчатую частотную характеристику).  Тут возможны две ситуации, когда человек вслушивается пытаясь уловить знакомую мелодию, и когда  мелодию вообще, не зная есть ли она.  В первом случае, если он хорошо помнит мелодию, то качество ее  обнаружения определяется  только уровнем громкости сигнала.  Но когда он ее не знает, то само определение «распознавание» гармонии требует времени,  тогда как созвучные аккорды он улавливает «сразу».

   Т.о.  способность слуха (мозга+уха) выделять гармоничное звучание среди какофонии звуков (шума)  и определяет его большую чувствительность при восприятии гармонических звуков и мелодий.  Человеческий мозг улавливает закономерности звуковых сигналов,  звучание аккордов, или  мелодию во времени,  и настраивается на прием именно этих спектральных составляющих,  не имея предварительной априорной информации -  происходит автоматическая подсознательная  настройка человека на благозвучное звучание.   Гармония,  которая проявляется в одновременном звучании отдельных звуков,  так и в мелодии, приводит к многократному повышению чувствительности человеческого уха,  т.е. к повышению энергетической эффективности передачи смысловой и чувственной информации посредством звуковых сигналов,  так же и электрических,  так же и визуальных (в последнем случае мы  говорим о «пространственных частотах»).

          И в заключение, напомним, что количественно степень выигрыша мощности полезного сигнала относительно шума (строго говоря, надо соотносить  спектральную плотность мощности полезного сигнала  и спектральную плотность шума) определяется отношением частотного интервала между гармониками к ширине спектра одной «гармоники»  (которая для «чистой» гармоники является бесконечно малой величиной,  ибо ее спектр отображается «дельта-функцией», а для реально существующей,  как бы «размазанной», ширина  спектра одной гармоники определяется, как величина обратная длительности полезного сигнала,  которая всегда ограничена.  Так например, для  гармонического звука (любой частоты !)  длительностью 1 сек,  ширина спектра будет равна 1 Гц,  это означает, что при шуме более интенсивном  чем звук гитары,  положим в 100 раз, но распределенном в диапазоне 3 кГц (что равно ширине спектра телефонного сигнала),  т.е.  обладающего в 3000 раз более широким спектром,  сигнал будет преобладать по спектральной плотности в 30 раз,  и, следовательно, легко различим на фоне шума).  Вот что дает гармония.

 

         Константин Абакумов январь - февраль 2012г

(Из серии:  «Зачем дается жизнь».   Часть 19)

 

Используются технологии uCoz