Душа вещи

 

       Когда какая-то вещь получается красивой, удобной, полезной говорят, что она  «сделана с душой».   Какой смысл вкладывается в эту фразу?  Люди оценивают и мастерство ее создателя,  и его добрый замысел. Ведь любая вещь – творение рук человеческих,  но,  непременно и его разума,   его души и духа.

     Древние понимали и чувствовали «душу вещи», и дали ей определение – эгрегор  (см. выше).  Они обожествляли вещи,  и полагали, что вложенная в них творцом  душа -  «ментальный конденсат»  мыслей и эмоций  своего создателя - сохраняется во времени, обретая самостоятельное бытие,  и способна воздействовать  на души живущих людей. 

      Древние греки не понимали многие процессы, происходящие в мозгу человека,  то, как возникает сознание.  И потому обожествляли и явления природы, и вещи. Но если «не придираться по мелочам», то надо признать их правоту,  ведь действительно вещь, например картина, скульптура или музыкальное произведение,  вызывают у нас чувства,  во многом созвучные с чувствами их создателей, давно умерших.  Так что сам факт воздействия на нас «ментального конденсата»  можно считать научно доказанным и объективно существующим. Другое дело,  каков  механизм этого влияния?   Полагать, что какая-то энергетическая субстанция – дух вещи,  проникает в нас и заставляет ощущать что-то,  испытывать какие-то эмоции, думаю, наивно.  Но причины влияния существуют, и они наверняка имеют материальное разъяснение.  Попробую сформулировать свои представления по этому вопросу.

      Когда человек  наблюдает некую вещь,  у него в мозгу складывается ее образ,  который, говоря формально, представляет совокупность всех ее параметров (размеров, формы, цвета и пр.), если к тому же включаются другие рецепторы, то к этим параметрам добавляются параметры звукового сопровождения, физического осязания,  обоняния,  вкуса.  Т.о. человек получает максимально полную информацию о «вещи»,  ее структуре и физических параметрах вещества, из которого она состоит.  В результате он не просто понимает вещь умом,  но и непосредственно ее «ощущает». 

 

Несколько слов об информации

 

      Можно сказать так.  Весь  окружающий материальный мир мы воспринимаем как совокупность ощущений,  которые получаем через органы чувств.  В «этом мире» присутствуют некоторые фрагменты материи – вещи,  представление о них формируются через совокупности параметров вещества,  концентрированно расположенного в пространстве (времени),  т.о. в сознании  человека происходит разделение вещей, каждая обретает самостоятельный смысл (образ).   Именно концентрация вещества в пространстве и создает его упорядоченность,  т.е. структурированность,  соразмерность  его фрагментов. Информация о вещи -  это объем  знаний человека о  ее структурированности,  сведения о параметрах вещи (или энергетического процесса).  Тут я хочу еще раз подчеркнуть – информация - не существующая объективно категория,  сама по себе она не существует,  она лишь мера нашего знания о структуре вещества или процесса.  С другой стороны, если нет этой структурированности, детерминированности наблюдаемого процесса или явления  во времени и пространстве, то не может идти речи ни о какой,  передаваемой посредством процесса (электрического сигнала)  или материального носителя ( листа бумаги с написанным текстом)  информации.  Только сознание способно вычленить информацию из наблюдаемой структуры,  ибо информация – это новое знание (сведение),  та «дельта»,  которая содержится в закодированном виде в изменении структуры (изменении того или иного, или нескольких параметров этой структуры);  чтобы вычленить это изменение надо знать исходное состояние структуры (в радиотехнике это базовое знание представляется в виде «опорного» сигнала,  содержащего исходные сведения о структуре принимаемого зондирующего сигнала, изменение параметров которого и содержат информацию о наблюдаемом предмете,  оно вычленяется дискриминатором измененного параметра).

    Примечание.  Получить информацию – значит узнать новое,  уменьшить степень неопределенности знаний о каком-то предмете или явлении-процессе (точнее их параметрах),   возвысить структурированность представления о предмете/процессе. 

    Примечание. Когда мы говорим, что сигнал или предмет содержит в себе некоторую информацию, то под этим надо понимать, что с помощью данного сигнала/предмета со сложной структурой, который описывается большим количеством параметров, можно передать информацию некоторого объема,  определяемого суммой произведений  номенклатуры параметров на диапазон их значений (которые могут быть с той или иной дискретностью,   и количество этих значений потому ограничено);  поэтому чем сложнее сигнал, тем большую информацию с помощью него можно передать.

     Именно благодаря определенности и структурированности появляется возможность отображения длительного во времени и протяженного в пространстве процесса или явления ограниченным количеством параметров.  Так, например, задав амплитуду, частоту и начальную фазу синусоидального  процесса  -  гармонического  колебания,  мы можем  однозначно определить амплитуду сигнала в любой момент времени,  тогда как определить мгновенную амплитуду шумового (случайного) сигнала невозможно в принципе,  можно лишь определить его среднеквадратическую амплитуду,  или квадрат последней – т.е. мощность сигнала.   Понятно, что чем более структурирован сигнал, тем больший объем информации он в себе несет. 

     Так же и вещь, чем более она сложная, тем больше вложено в нее задумки творца,  тем большую информацию она в себе (своей структуре) содержит.  

***

      Когда человек наблюдает какой-то  предмет, или процесс (например, слушая музыку), его мозг «настраивает»  глаза на эти контуры  (ухо на дискретные частоты),  благодаря чему они с течением  времени все более выделяются из  неопределенности.   Мозг запоминает этот образ, и потом, когда он возникает снова, сразу его распознает среди других, уже без потерь времени на предварительную настройку.  При этом он «опирается»   на не только сложившиеся ранее осмысленные представления о распознаваемом предмете, но и  неосмысленные, подсознательные  представления,   которые  ассоциируются человеком как чувственные.   Тут надо  отметить, что управляют человеком  в первую очередь чувства,  они подсказывают что делать,  разум – интеллект только рассчитывает наиболее эффективные действия.  Т.е. именно чувства, которые  могут быть приятными и неприятными, задают направленность действий,  и, как правило, концепцию поведения - человек стремится получить удовольствие и наслаждение, и избежать боли и страданий.

      Таким образом, любая вещь, ассоциируясь с тем или иным чувством,  вызванным визуальным  или физическим контактом с нею,  действует на центр мотиваций человека – его душу.  Греки это действие приписывали эгрегору – «душе вещи».

     Как видим,  все вполне объяснимо исходя из современных научных знаний.

     Когда человек творит, создает какую-то  оригинальную вещь или произведение искусства,  его мозг настраивается на  некую сложную гармонию,   если это музыкальное произведение – то это называется «уловить настроение»,  или «поймать волну»,  «войти в творческий  транс».  И  если такой настрой происходит, то духовная и психическая энергия  эффективно накапливается и в некоторый момент происходит  внутреннее прозрение, психический и эмоциональный взрыв,  и рождается  произведение,  музыкальное, литературное, художественное, хореографическое   (Так  поэт Юрий Энтин, услышав историю создания безымянного города добывателей урана в творческой поездке по Узбекистану сразу, за час в столовой, отложив трапезу, написал замечательные стихи для песни «Кич Куду – три колодца»,  столько в ней жизни и южного солнца, а Андрей Дементьев, напротив, подолгу, по три месяца вынашивал свои стихи  для песен,  ловя момент,  когда прочувствует   музыку, так он написал  «Лебединая верность»,, одна только» эта песня в исполнении Е.Мартынова чего стоит!   А как оптимистична и радостна другая его  песня:  «Я рисую, я тебя рисую», написанная в одночасье, но после долгих и мучительных поисков,  в исполнении Якова Иолы.  Советское время  воистину – золотой век русского искусства).  

    В радиотехнике такое явление называется «сжатием сигнала согласованным с ним по фазовой характеристике  фильтром»,  при этом вся энергия сигнала собранная за время его длительности выплескивается в короткий интервал времени,  который короче длительности сигнала в «коэффициент сжатия»  раз,  во столько же раз возрастает во время этого всплеска мощность выходного сигнала  по отношению ко входному  (количественно выигрыш определяется величиной, равной  «базе»  сигнала,  которая и определяет его сложность). 

     И в техническом устройстве, и в самом человеке происходят процессы, в энергетическом отношении схожие,  и в основе их лежит принцип синхронного сложения элементарных энергетических компонент (электрических импульсов).

Когда человек смотрит или слушает произведение искусства ход его мыслей и чувств настраивается на ход мыслей и чувств автора,  при этом в коре головного мозга образуются сложные структуры  активизированных нейронов,  которые обмениваются  электрическими импульсами.  Эти структуры могут возникать  и распадаться,   но при регулярном выполнении каких-либо действий,  например игре на музыкальных инструментах,   или интеллектуальными  занятиях – чтении,  речи,   размышлении  в коре головного мозга возникают устойчивые структуры.  Наличие таких структур определяет подготовленность мозга к решению характерных задач, в результате тренировки мозг «настраивается» на решение именно тех задач, которые встречаются наиболее часто.  Подобным образом функционирует и адаптивный согласованный фильтр,  который способен перестраивать свои параметры исходя из меняющихся параметров входного сигнала (или исходя из априорной вероятности появления сигналов того или иного его вида).

***

    Сложные образы, которые были в сознании творца, когда он отражал их в произведениях искусства (в  картинах, скульптурах и тем более в литературных произведениях),  переносятся через материальные носители информации в сознание других людей,  наблюдающих их, или воспринимающих через слух, или через сознание в логическом формате,  и оказывают воздействие на деятельность их нервной системы на всех уровнях,  и т.о. влияют на их сознание,  мироощущение и поведение.  Это воспринимается людьми как «душа вещей».

     Конечно, структуры возможных действий и эмоциональных переживаний (находящиеся в тесной связи),  отражаемые «электронными образами» в его мозгу,  несравненно сложнее каких бы то ни было электронных схем вычислительных  комплексов,  однако  физическая суть процессов мышления человека и искусственного интеллекта  аналогична,  и те и другие представляют собой обмен электрическими сигналами между отдельными элементами мозга (нейронами)  или элементами вычислительной машины (процессором и ячейками памяти оперативной, долговременной, кэш- памяти и др.) в закодированном виде.  Мозг можно представить себе как некий черный ящик - четырехполюсник,  на вход которого приходит сложное возмущающее воздействие (электрический сигнал)  а на выходе присутствует отклик (тоже электрический сигнал),  параметры которого определяют в закодированном виде  ответ на поставленную задачу. Так, например,  можно представить систему управления ракетой:  на вход устройств наблюдения, радиолокационных и визуальных, поступает отраженный от цели электромагнитный сигнал, параметры которого определяют положение цели, направление и скорость ее перемещения,   приемник производит первичную и вторичную обработку сигнала,  а затем вычислительный комплекс производит расчеты команд управления, которые поступают в виде  управляющих электрических сигналов на рули (аэродинамические и газовые)  управления полетом ракеты.  Так же в целом действует и человек,  своим датчиками – органами чувств он производит наблюдение за окружающей обстановкой, обнаруживает цель и определяет ее координаты, а затем мозг вырабатывает команды на исполнительные устройства (руки, ноги, тело),  с помощью которых  человеческий организм производит необходимые действия. 

     Существует, однако, принципиальная разница между системами управления ракеты, самолета,  робота и человека.  Первые действуют по заданной программе, т.е. выполняют определенный заложенный в нее алгоритм «поведения». Человек же способен  сам вырабатывать целеуказания.

     Примечание. Специалисты нейрофизики  считают, что в мозгу  существует центр выработки целеуказаний,  тут у меня с ними взгляды расходятся,  мне кажется, что  помимо мозга существует еще и другой орган,  интегрирующий  биологическую волю организма,  который называют Душа, и он расположен не в мозгу, а в районе солнечного сплетения. (См. ниже).  Однако тут я ничего доказать не могу, ибо не экспериментировал,  и не являюсь специалистам, при том, что не верю в  достоверность результатов проведенных экспериментов..  Возможно, это так,  и действительно  центр целеуказание находится в мозгу,  однако мне представляется, что  там находится лишь интеллектуальный центр целеуказаний, которые вырабатываются сознанием, тогда как чувственный центр целеуказаний находится в груди человека.  Это, разумеется,  мое личное мнение,  но так я чувствую.  И я физически чувствую, где у меня происходит мыслительный процесс,  это  в голове,  в мозгу,  то также ощущаю,  откуда идут мои чувственные желания,  причем не примитивные из живота или каких или иных органов,  а интегральные, от всей своей органической сущности А.К.).

 т.е. человек  способен проявлять волеизъявление.   Т.о. человек  не только способен принимать наиболее рациональные решения,  и производить наиболее эффективные действия в конкретной ситуации с учетом прогноза ее развития, но и  вырабатывать критерии оптимальности, т.е. определять, что для него хорошо, что плохо, к чему надо стремиться,  и чего избегать,  определять кто друг, кто враг.  (При этом с сильным потенциальным союзником объединяться и действовать согласовано, с явным врагом воевать,  но действовать с учетом обстоятельств (если слаб – уничтожать, если силен – маневрировать, пока не сложится ситуация выгодная для нападения).   А  по отношению к тем, кто «не друг, и не враг, а так»  действовать сообразно обстоятельствам,  помня о своих интересах.  Либо заключать временные перемирия, и даже союзы,  и по возможности «потреблять», использовать  как «рабочую скотину»,  заставляя работать на себя, либо просто «съесть»  как конкурента  в борьбе за ограниченное жизненное пространство и ресурсы.  Такова рациональная логика «нормального человека»,  если отбросить рассуждения о патриотизме, интернационализме или исполнения  какой другой высшей воли).  

     Вот в этом «однако»  и содержится  суть  основного  вопроса философии  и производных - что первично, материя или сознание, и – что есть  воля,  свобода и т.д.?

      Человек, не каждый, разумеется,  но развитый, культурный и духовный,  в отличие от самого развитого искусственного интеллекта способен не только мыслить,  но и чувствовать и быть духовным, испытывать эмоции  - чувственные переживания: радоваться и печалится,  получать наслаждение и страдать. Без чувств жизнь пуста,  с холодным сердцем не проживешь,  нельзя жить, потому что надо…. Надо работать, надо учиться, надо иметь семью,  надо заботиться о женщине.  Человек живет не чувством долга, а желаниями,  удовлетворение которых приносит удовольствия и радость. Другое дело, что для кого-то удовольствие и даже наслаждение доставляет причинение боли другим (есть такие садисты),  кому-то нравится издеваться изощренно - унижая, высмеивая, показывая свое преимущество.  Для многих  невыразимое наслаждение доставляет обожание окружающих,  и эти демонстративные натуры не могут жить без сцены и ролей (та же Л.Гурченко прямо об этом заявляла, и обожаемая мною, заечательная актриса Марина Неелова).  Есть светлые люди,  которым свойственна потребность любить, причем не только женщину или мужчину, или своего ребенка,  но и  других  людей  (не всех, конечно),  но  открытых,  добрых,  культурных,  увлеченных и ищущих,  не плотской, но духовной любовью.   В любом случае, без этого внутреннего тепла, физического влечения к другому человеку,  к собаке,  домашнему животному,  шмелю, дереву и цветку,  камню – человек пуст.   Ему  должно хотеться потрогать,  обнять, прижать к себе, приласкать.   Когда это чувство любви к живому исчезает, приходит смерть,  человек часто умирает до того, как   перестает функционировать мозг – сколько мы видим людей с пустыми глазами.  Конечно, время берет свое, и с годами эмоции, в большей или меньшей степени, угасают у всех. Но к старости человек должен научиться жить,  радуясь  красивому и доброму. Я видел, как  эмоционально смотрел Владимир Васильев (замечательный русский балетмейстер)  выступление  мужчин фигуристов с балеринами в передаче «Болеро».  Сколько искренних чувств было на лице этого пожилого человека,  как тонко он все понимал,  с какой мудростью.  Однажды прочитал стих, отличный по стилю и содержанию, а его коллега  (балетмейстер Таранда) сказал, что стих написан им.  Куда там пустышкам, которых показывают в «Доме 2» и прочих подобных передачах, молодым породистым,  сексапильным и внутренне опустошенным  (Взять ту же Ксюшу Собчак,  вечную скандалистку, заполняющую склоками свою пустую душу).  Вот это и есть духовность, которая наполняет радостным чувством, и вызывает желание жить.  Это совсем другой стимул, нежели тупое желание  «молодого мяса» (как выразилась одна немолодая хозяйка салона красоты,  с накаченными губами и грудями, меняющая молодых людей  по своей прихоти).  Любовь и секс - разные вещи,  да, трудно найти баланс,  получить необходимое «и для души и для тела».  Но на то он и человек,  чтобы управлять своими чувствами, и не впадать в скотское состояние в погоне за удовольствиями.

***

      «Душа вещи» - в душе человека,  вещь является лишь материальным носителем информации о душе ее создателя. Так же как информации в логическом формате не существует вне сознания человека, которую  он воспринимает на интеллектуальном уровне,   так же  не существует   и «души вещи» - информации в «чувственном формате»  без души (духа)  человека,  который ее воспринимает на чувственном уровне.   

      Так человек Маугли, выросший без общения с людьми, у которого не развит интеллект, не в состоянии воспринимать речь - информацию в логическом формате.  Но также и урбанизированный человек,  выросший в мегаполисе без общения с природой и с животными  (да и с самим собой  в тишине уединения),  во многом лишается  способности эмоционально, душой воспринимать мир, воспринимать  красоту и смысл  вещей,  «сделанных  с чувством»,  подлинных произведений искусства (в музыке,  скульптуре, хореографии, литературе и др.) и становится  зомби – «цивилизованным» биороботом  (и чем дальше, чем в большей степени).

    Целостное сознание  и чувственное восприятие в их гармонии воспитываются в человеке в определенных условиях.  В деревенской общине жизнь основана на традиционных устоях,  тесных связях между  ограниченным количеством  людей,  (которые знают друг друга долгое время,  на протяжении жизни,  и т.о. между  ними   отношения формируются по деловым и нравственным качествам, а не по одежке и внешнему виду,  уважение зарабатывается, и в этом проявляется «обратная связь»   между  главными явлениями – социальными,  в которой и  содержится «социальная справедливость»),    и естественных их связях с природой и животным миром.  Формирование сознания,  нравственности и этики поведения  происходит под  воздействием  совместного общинного  коллективного физического труда,  органически включающего в себя самостоятельный индивидуальный  труд  крестьянина,  вынужденного в процессе разнообразной хозяйственной деятельности  решать целый комплекс  нестандартных задач,  в процессе ее у него и развивается нетривиальное творческое целостное мышление  «человека деревенского типа».  «Крестьянин» мыслит физическими, натуральными категориями,  и отсюда берет свое начало его система ценностей.   «Человек же городского типа» является винтиком огромного механизма (частью конвейера, которого высмеял Ч.Чаплин),  он знает лишь «одну операцию»,  потому его сознание становится разорванным и легко манипулируемым, несмотря, казалось, бы, на  большую «образованность»,  чем у  людей деревни. Но, в действительности, односторонние профессиональные знания не делают человека развитым и полноценным.  У него в силу  узкого круга  обязанностей,  ограниченных профессиональными,  в сознании разрывается цепочка причинно-следственных связей,  он не видит производственный процесс в целостности, и,  как следствие, теряет способность понимать многие явления жизни. Творческий поиск ума заменяют готовые технологии мышления,  которое становится шаблонным.  Так легче, использовать готовые решения, вместо того, чтобы каждый раз «танцевать от печки»,  выводить формулы и понятия самому.  Как животное не будет бегать понапрасну, когда сыто, так и человек не будет думать просто так,  когда у него все есть.  Городскому человеку не надо обеспечивать себя разнообразными вещами,  он их может приобрести в супермаркете,  для этого  достаточно лишь иметь деньги. Но деньги ему платят не за универсальную деятельность, а за узкопрофессиональную,  т.о. формируется сознание «профессионалов» - людей односторонних - «флюсов»,  ограниченных, но очень самодовольных (смотрящих на «крестьян» сверху вниз, и  считающих себя «приобщенными к цивилизации»,  а ныне к мировой,  понимая под ней сугубо западную).

       Последствия урбанизации мы и наблюдаем во всем современном мире, в котором с осени 2010 г численность городского населения впервые превысила численность деревенского.

 

 

     Константин Абакумов январь - февраль 2012г

(Из серии:  «Зачем дается жизнь».   Часть 15)

 

Используются технологии uCoz