Дух и Душа в моем понимании

 

         Прежде чем продолжить изложение своих представлений о глубинных факторах, определяющих мотивацию поведения человека,  следует уточнить, что я буду иметь в виду, когда  употребляю слова «дух» и «душа», для избежания  в дальнейшем путаницы этих сложных и фундаментальных, весьма  близких понятий.  Приведу некоторые их определения,  данные выдающимися мыслителями человечества на протяжении последних тысячелетий, которые, на мой взгляд, являются  в большей или меньшей мере верными,   отражающими суть психических процессов,  происходящих в человеке,  а потом еще раз дам свои,  которые уже частично представил выше.

***

      Многие, даже образованные люди,  сосредоточенные на решении злободневных  проблем  своего бытия,  в своей суетной и напряженной ежедневной практической деятельности не задумываются глубоко над этими фундаментальными понятиями – их определение и использование  в философских  и религиозных  учениях всегда было прерогативой узкой прослойки  ученых  гуманитариев и теологов.  Признаюсь, я и сам большую часть своей жизни был одним из них, хотя всегда интересовался и философией, и историей, и всегда легко сдавал  экзамены по этим дисциплинам на отлично (даже  в аспирантуре,  что, конечно, не означало знание предмета),  но лишь  в последнее время  задумался над  многими философскими и политическими вопросами серьезно,  именно они стали для меня первоочередно интересны и важны (так уж устроен человек, что к этим вопросам особенно  пристально обращается в немолодые годы).  И не потому, что пытался утешить себя,  найти лазейку «в вечность»,  доказать себе, что жизнь не кончается физической смертью и обрести покой души.  Но потому, что появилась подспудная внутренняя потребность разобраться  «в  жизни»,  понять главное,  

она не дает покоя. 

     Ощущение непонимания чего-то   раздражает так же, как отказ памяти вспомнить какие-то важные и очень дорогие события, неясность осознания своего прошлого давит,  и единственный способ успокоить внутреннее возмущение (своей  несостоятельностью) – вспомнить все поэтапно и уложить в сознании в четкий образ прошлого, бережно подгоняя каждую деталь, вдруг всплывшую перед мысленным взором в процессе предельного напряжения;  так же разрешаются «претензии» и к немощному  «процессору» - мозгу,  когда усилием воли удается заставить его  собрать  в единую цепочку причинно следственных связей

все то, что способна одновременно предоставить в его распоряжение память (весь накопленный потенциал знаний),  вдруг понять суть очередного явления в его целостной связи с другими  (и с трепетной радостью уложить  этот новый «кирпичик» знания в здание своего  миропонимания,  обретшего,  пусть на крохотную «дельту»,   большую законченность, а значит и красоту детерминированности и гармонии; наверно,  такое же чувство испытывал старый Гобсек, когда спустившись  в подвал, открывал сундук с золотыми, и бросал туда очередную монету).

     Осознание себя  -  неотъемлемое свойство  развитого и думающенго человека,  а память о своем прошлом  предоставляет  сознанию жизненный опыт - совокупность данных, полученных в результате огромного числа экспериментов,  пищу для пытливого ума.  Выстраивая цепочки  причинно - следственных связей  мозг отрабатывает свою способность  функционировать аналитически,  т.е. делать выводы из анализа предыдущих событий и прогнозировать их развитие, а, следовательно, и планировать наиболее рациональные (энергетически эффективные) действия.  Постоянные рефлексия и самоанализ не следствие  «комплекса неполноценности»,  а  способ существования сознания,  условие нормального функционирования  мозга и развития интеллекта (мыслительной способности).

     Сейчас, когда я  изложил уже выше  свою точку зрения по многим вопросам,  касающимся высшей нервной деятельности человека, мне и самому интересно посмотреть на определения  понятий Духа и Души, данные в разных словарях.  Замечу, что когда я писал данное «эссе», в словари я не заглядывал, понятия эти не определял,  а лишь пользовался ими, как уже сложившимися,  разворачивая их в рамках своих представлений.   Теперь пришло время  «держать отчет»,  и  отметить либо свои неточности, либо принципиальную разницу между  моими и приводимыми ниже формулировками и представлениями, либо прямые совпадения,  которые    будут  мне скорее приятны, чем возбудят переживания ревности к первооткрывателям,  ибо подтвердят правоту хода моего мышления (а то, что к важным  открытиям я пришел на столетия и тысячелетия позже, в том не моя вина,  зато некоторые понятия я понял глубже с учетом использования при формировании системы взглядов современных знаний),    обвинения же в откровенном  плагиате и «сдироскопе» меня не пугают, ибо ни перед кем отчет держать я не собираюсь,  кроме как перед собой;  но мне  ли не знать,  до каких представлений додумался сам,  а какие  в ходе умозаключений, с некоторой долей сомнения, принял за верные  (пока,  ведь нельзя же сразу во всем танцевать от печки,  и все термины, определения, понятия вводить самому,  большинством из них приходится пользоваться «в готовом виде»,  это нормально). 

***

      В философском словаре (1963г)  Дух (лат. spiritus) – понятие, которое в широком смысле слова тождественно понятиям идеальное, сознание как высшая форма психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием мышление. В истории философии различаю субъективный Дух (субъект, личность, индивидуум), и  объективный Дух (общественное сознание),  признание которого ведет к объективному идеализму. Античная философия рассматривали Дух как теоретическую деятельность (напр. Для Аристотеля высшей формой деятельности является мышление в мышлении, наслаждение теорией).  Однако Дух понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно. Такая точка зрения смыкается с религией, согласно которой Дух – Бог, сверхестественная сущность, могущая быть лишь  предметом веры.  Немецкая классическая философия рассматривала Дух как деятельность самосознания.   Так Гегель понимал Д.,  как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме;  как единство практической и теоретической деятельности Духа  на основе практической; бытие духа есть его деяние, хотя это деяние понимается только как познание. Дух по Гегелю преодолевает природное и поднимается до  самого себя в процессе  самопознания. Материалистическая философия рассматривает Дух как вторичное по отношению к природе.  Для античных материалистов.  Дух есть наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу.  Материалисты 17-18 веков принимали Дух как разновидность чувственного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к простой сумме ощущений и отвергает представление о нем как о чем-то существующем независимо от материи.  Духовное есть функция высоко организованной материи, результат материальной, общественно - исторической практики людей. Духовная жизнь общества – общественное сознание выступает как отражение общественного бытия. В то же время оно активно воздействует на общественное бытие, на практическую деятельность человечества.  

    Душа – термин, употребляемый иногда в качестве термина психика. В представлении древних людей душа рассматривалась как нечто материальное.  В религии под Душой понимается некая бестелесная и бессмертная нематериалистическая  сила, имеющая независимое от тела существование в «потустороннем» мире.  В идеалистической философии Душа отождествлялась с тем или иным элементом сознания. У Платона это вечная идея, у Гегеля низшее, чувственное проявление Духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная  его сторона).  В дуалистических учениях Душа понимается как нечто самостоятельное и существующее наряду с телом (Декарт, Спенсер и др)..  В домарксовом материализме  (Демокрит, метафизический материализм) душа понималась как нечто вторичное, зависимое от тела, при этом Душа, психическая деятельность сводилась к элементарным механическим или физико-химическим процессам. Нередко даже отдельные философы материалисты допускали всеобщую одушевленность. Научное объяснение человеческой психики было дано в философии научного материализма. Окончательное опровержение не научных представлений о Душе стало возможным только в связи с экспериментальным изучением психических явлений, открытием объективного метода их исследования (Сеченов,  Павлов).

***

      Любопытно наблюдать, как развивались представления мыслителей,   во многом они схожи,  дополняют друг друга, древние  глубоко проникали в суть человеческой психики и мышления. Исходя из собственных размышлений и жизненного опыта,  я уже давно пришел к материалистическому пониманию  устройства человеческой психики.  При этом,  представляется наиболее  точным и полным определение Души, данное Гегелем, как «низшего, чувственного проявления Духа в его связи с материей»  (не вдаваясь  в  контексты всех его  умозаключений, эта фраза сама по себе для меня бесспорна – А.К. ),  как и определение Духа, данное им,  который  … «преодолевает природное и поднимается до  самого себя в процессе  самопознания».   

    Т.е. в представлении Гегеля  Душа это не просто некая бестелесная  нематериалистическая сила,  но  чувственное «низшее» проявление  человека (Духа)  в его  материальной деятельности  (связи с материей).  Я понимаю роль Души так – она управляет  действиями человека на подсознательном инстинктивном уровне,  но не только  первичной рефлекторикой,  но  также  ( и это главное, высшее ее проявление)  управляет чувственными порывами.  Ведь когда нормальный человек видит творимое кем-то зло,  в душе его «закипает праведный гнев и ярость» и он бросается на негодяя  в попытке пресечь его.  Это не непосредственная его  реакция на физические раздражители,  ибо сам он органами чувств не испытывает физическую боль или страдания,  но,  с другой стороны, это и не «разумная реакция»,  поступок,  совершаемый после анализа холодным разумом ситуации,  насколько она опасна и неприятна для него - это поступок «по зову души».  Совершать реальное действие человек может взвешенно, продуманно, рационально и эффективно,  но толкает его на  то или иное действие именно Душа, а не холодный разум – Дух в его «высшем проявлении». Т.о. Душа – это часть Духа,  определяющая на  подсознательном чувственном уровне направленность действий,  можно сказать - концепцию индивидуального поведения человека,  тогда как разум – сознание – Дух в своем проявлении определяет  наиболее разумные действия в заданном направлении. Эту деятельность Духа  «в его связи с материей» следует, на мой взгляд, считать деятельностью «среднего» уровня  (здесь мои представления отличаются от формулировки Гегеля).  И,  наконец,  сугубо теоретическая деятельность Духа  (сознания)   «высшего»  уровня,   оторванная от реальной, в которой Дух (сознание,  интеллект)  совершает работу по выискиванию причинно-следственных связей в имеющихся  знаниях  (добытых когда-то практическим или теоретическим путем),  т.е. по их упорядочиванию и добыванию новых,  то мышление в мышлении,  от которого Аристотель испытывал «наслаждение теорией».      

     Так что,  на мой взгляд, нужно  выделить три уровня проявления Духа:   на уровне первичной рефлекторики живого организма – инстинктивного психоза,  на чувственном уровне  подсознательной практической (материальной) деятельности,  совершаемой по воле Души (как  «низшего»,  проявления Духа),  и на высшем уровне  - в сугубо теоретической  (рафинированной интеллектуальной) деятельности сознания - Духа. 

   Тут  мне представляется  верным разделить «низшее» проявление Духа на две категории,  чувственное,  которое и следует понимать, как Душу,  и сознательное,  которое следует понимать как Дух,  в смысле разум – интеллект,  ибо это качественно разные ипостаси его проявления,  но и то и другое происходит  в связи с материей.  Чувство определяет иррациональное желание,  а интеллект – рациональный путь его реализации.  С другой стороны, по аналогии, можно было бы  назвать  рефлекторику (инстинктивные реакции организма на внешние раздражители – неосознанные чувственные желания)  низшим проявлением Души, тогда как духовные чувства следовало бы назвать высшим проявлением Души (чувство сострадания,  сожаления,  радости,  любви и т.д. ).  Рефлекторную деятельность живых существ я отнес к проявлению духа,  ибо все живое имеет Дух, пусть и разного уровня.  Примитивные организмы имеют Дух первого уровня, животные – первого и второго, и лишь человек – три уровня Духа  (но не каждый, а только культурный).

    Однако можно произвести и другое деление Духа на четыре уровня: самый низший - неосознанных чувств, проявляется  в рефлекторном поведении живого организма, над ним расположен уровень осознанных чувств,  еще выше находится уровень  сознания, обслуживающего реальные практические действия в связи с материей, и четвертый высший уровень проявляется как мышление в мышлении.       

      Т.о. философские и религиозные категории Духа и Души отражают вполне научные представления о психофизических процессах в человеческом организме, и, в частности, в его мозгу. 

    Указанная трактовка моих представлений не противоречит, а лишь разворачивает (но, может быть, дополняет) представления Гегеля (как и многих других мыслителей, начиная с древних). Я не собираюсь опираться ни на чей на авторитет,  а пытаюсь сформулировать свое мировоззрение, и если оно не совпадает с чьим-то,  даже общепринятым, меня это уже не останавливает. Сейчас  я внутри себя не чувствую диктата авторитета даже самых великих мыслителей,  какая-то шальная внутренняя свобода заполняет меня в последние дни,   самонадеянное чувство собственной правоты и понимания сущего -  они, великие древние, сказали свое слово, а я должен успеть сказать свое.  Нельзя всю жизнь быть скромным,  как говорил Чехов устами своего героя «в науке надо быть хозяином, а не рабом».

     Признаюсь,  прочитав  определения Гегеля, приведенные в философском словаре,  я бы поражен тем, как  точно он сформулировал суть Духа и Души.  Я  не читал Гегеля,  а знал о нем понаслышке,  как об основателе диалектического метода философии,  глубоком мыслителе, который, однако, «не дорос» до целостного материалистического мировоззрения,  впав в идеализм,  последний  я всегда воспринимал как уступку научного метода мышления религиозному догматизму.   И только теперь,  после того, как у меня выработалось собственное выношенное физическое представление о мироустройстве,  как я сформулировал для себя  ответы на  главные вопросы философии,   я смог по достоинству оценить интеллектуальный вклад великого немецкого мыслителя в науку наук – философию. Я потрясен близостью его мировоззрения с моим,  при том, что нас отделяет  почти два века на оси времени. У меня не достанет времени и сил для досконального изучения философии Гегеля,  но в том и нет необходимости. Главное, что он в основе подтвердил мои представления о таких важных категориях как Дух и Душа,  которые с учетом последних достижений науки, могут  несколько трансформироваться и уточняться,  однако в основе оставаясь верными именно в философском смысле. 

    Когда мы рассматриваем какое-то явление,  или устройство, то нас в первую очередь интересует не его внутренняя суть,  но то,  как его можно применить в жизни.  И человек научился использовать многие явления природы, например огонь, не понимая суть физических процессов, происходящих при горении, так же как силу ветра  для  судоходства,  силу воды, не понимая причин вызывающих ветер и течение воды.  Так же справедливо и при изучении таких сложных явлений Природы, как Душа, Дух, Сознание  -  ученый не может сразу ответить на всю совокупность смежных вопросов,  что предполагает  широчайшие и глубочайшие научные знания,   большой объем  опытно-экспериментального материала,  которые в достаточной степени не в состоянии предоставить современная наука, но  из этого не следует, что на поставленные вопросы нельзя ответить в принципе,  и, тем более, что не стоит пытаться это делать.  Именно так и надо относиться к научному наследию великого немецкого философа (как и других).  Весьма  ценной является формулировка Гегеля: «..  бытие духа есть его деяние, хотя это деяние понимается только как познание..». 

     Тут я хочу остановиться подробнее и связать воедино представления философа начала 19-го века и ученого радиофизика и специалиста по системам управления К.Петрова  конца 20-го века  (см. выше).  При всей разнице этих одаренных людей с сильным интеллектом,  попытавшихся составить свою картину мира в его развитии, в уровне естественно научного и философского знания,  они пришли во многом к близким выводам о наличии некоего Высшего Разума, который управляет миром,  при  том, что ни тот, ни другой не говорят о существовании Бога, в том виде, как это трактуют религии.  Но и тот и другой говорят о некоем Идеальном Факторе, влияющим на жизнь людей и человечества в целом.  Когда Петров (военный радиоинженер) говорит о существовании неких полей (энергетических сгустков ), несущих информацию, которые взаимодействуют с другим мощным полем (эгрегором),  которое существует и после смерти людей, и которое определяет их поведение, то что это, как не идеализм чистой воды,  переделанный на современный манер?  Тут я с ним не согласен в принципе. Но, с другой стороны, очевидно, что пока человек жив и в его организме, и мозгу в частности, происходят электрохимические процессы, он излучает определенную энергию в окружающее пространство, причем энергию структурированную, а значит содержащую информацию. Вот с этого места подробнее.

      Я уже говорил,  что в отличие от  К.Петрова я не считаю информацию свойством структурированной материи,  информация без сознания, которое ее воспринимает, сама по себе не существует..  Информация - это мера  нашего знания о структурированности вещества или наблюдаемого процесса (рассматриваемых объектов материального мира),  физически она отображается («зарыта»   в мозгу) в виде некоего образа - структурированной электромагнитной энергии в мозгу человека - совокупности возбужденных нейронов коры головного мозга,  в сущности, это электромагнитный сигнал в «замороженном виде».   Преобразование информации – мыслительный процесс  сопровождается формированием новых образов. Результатом этого энергетического  процесса является излучение в окружающее пространно электромагнитной энергии,  но также формирование новых структур возбужденных нейронов,  которые содержат уже другие образы (информационные «файлы»).   Именно это деяние -   трансформация образов из одних в другие, и есть мыслительный процесс,  который ценен сам по себе,  ибо он  сопровождается  получением новых знаний на основе   исходных данных, полученных в результате  чувственного опыта (реальной деятельности),    эти знания  имеют материальное выражение  в виде энергетических образов – содержащих информацию о закономерностях окружающего мира,  она    запечатлевается в мозгу так же, как запечатлевается информация в кристалле,  в виде состояния ячеек памяти (в + и -, возбужденном и невозбужденном состоянии нейронов).   Как выбитые в камне буквы - структурированные фрагменты материи - несут в себе определенную информацию,  так же в мозгу  информация отражается в виде структуры возбужденных нейронов. Более детально процессы мышления и высшей нервной деятельности человека мне не известны, и тем более они не были известны Гегелю, что, однако, не помещало ему правильно сформулировать тезис о  «бытии духа» - как о мыслительном процессе в мозгу человека.  Так что ничего нереального «идеалист» Гегель в своем  философском определении сознания и духа не сказал.  

    Именно так и происходит возвышение человека в процессе его мыслительной деятельности: от чувственных (инстинктивных) позывов  совершения нравственных поступков   служения ближнему, обществу  – проявлений потребности души (центра выработки физических желаний),  до  осознанного понимания им Высшей  Идеи - Концепции Общественного Развития  и формирования у него устойчивого философского научного мировоззрения и гражданской политической позиции.

      Если низший уровень сознания (Духа) - Душа обслуживает тело в его реальной деятельности,  то высший – Дух, обеспечивает связь с эгрегором,  которому он принадлежит,  а также служит  Высшей Идее.   Такое представление интеллектуальной и психической деятельности человека является логически завершенным и отражающим  работу высшей нервной системы человека,  состоящей из двух контуров – верхнего и нижнего. При этом надо понимать, что высшая нервная деятельность человека базируется на рефлекторной деятельности его организма,  который и является «материальной основой» сознания – разума -  Духа.  Так мне представляется триада материалистического  видения мира.

      Далее я попытаюсь рассмотреть физику  материальных процессов  проявления Духа.

 

 

      Константин Абакумов январь - февраль 2012г

(Из серии:  «Зачем дается жизнь».   Часть 14)

 

Используются технологии uCoz