Дух и Душа в моем понимании |
|
Прежде чем продолжить изложение
своих представлений о глубинных факторах, определяющих мотивацию поведения
человека, следует уточнить, что я буду
иметь в виду, когда употребляю слова
«дух» и «душа», для избежания в
дальнейшем путаницы этих сложных и фундаментальных, весьма близких понятий. Приведу некоторые их определения, данные выдающимися мыслителями человечества
на протяжении последних тысячелетий, которые, на мой взгляд, являются в большей или меньшей мере верными, отражающими суть психических
процессов, происходящих в
человеке, а потом еще раз дам
свои, которые уже частично представил
выше. |
*** |
Многие, даже образованные люди, сосредоточенные на решении
злободневных проблем своего бытия, в своей суетной и напряженной ежедневной
практической деятельности не задумываются глубоко над этими фундаментальными
понятиями – их определение и использование
в философских и религиозных учениях всегда было прерогативой узкой
прослойки ученых гуманитариев и теологов. Признаюсь, я и сам большую часть своей
жизни был одним из них, хотя всегда интересовался и философией, и историей, и
всегда легко сдавал экзамены по этим
дисциплинам на отлично (даже в аспирантуре, что, конечно, не означало знание
предмета), но лишь в последнее время задумался над многими философскими и политическими
вопросами серьезно, именно они стали
для меня первоочередно интересны и важны (так уж устроен человек, что к этим
вопросам особенно пристально
обращается в немолодые годы). И не
потому, что пытался утешить себя,
найти лазейку «в вечность»,
доказать себе, что жизнь не кончается физической смертью и обрести
покой души. Но потому, что появилась
подспудная внутренняя потребность разобраться
«в жизни», понять главное, |
она не дает
покоя. |
Ощущение непонимания чего-то раздражает так же, как отказ памяти
вспомнить какие-то важные и очень дорогие события, неясность осознания своего
прошлого давит, и единственный способ
успокоить внутреннее возмущение (своей
несостоятельностью) – вспомнить все поэтапно и уложить в сознании в
четкий образ прошлого, бережно подгоняя каждую деталь, вдруг всплывшую перед
мысленным взором в процессе предельного напряжения; так же разрешаются «претензии» и к
немощному «процессору» - мозгу, когда усилием воли удается заставить
его собрать в единую цепочку причинно следственных
связей |
все то, что
способна одновременно предоставить в его распоряжение память (весь
накопленный потенциал знаний), вдруг
понять суть очередного явления в его целостной связи с другими (и с трепетной радостью уложить этот новый «кирпичик» знания в здание
своего миропонимания, обретшего,
пусть на крохотную «дельту»,
большую законченность, а значит и красоту детерминированности и
гармонии; наверно, такое же чувство
испытывал старый Гобсек, когда спустившись
в подвал, открывал сундук с золотыми, и бросал туда очередную монету).
|
Осознание себя -
неотъемлемое свойство развитого
и думающенго человека, а память о
своем прошлом предоставляет сознанию жизненный опыт - совокупность
данных, полученных в результате огромного числа экспериментов, пищу для пытливого ума. Выстраивая цепочки причинно - следственных связей мозг отрабатывает свою способность функционировать аналитически, т.е. делать выводы из анализа предыдущих
событий и прогнозировать их развитие, а, следовательно, и планировать
наиболее рациональные (энергетически эффективные) действия. Постоянные рефлексия и самоанализ не
следствие «комплекса
неполноценности», а способ существования сознания, условие нормального функционирования мозга и развития интеллекта (мыслительной
способности). |
Сейчас, когда я изложил уже выше свою точку зрения по многим вопросам, касающимся высшей нервной деятельности
человека, мне и самому интересно посмотреть на определения понятий Духа и Души, данные в разных
словарях. Замечу, что когда я писал
данное «эссе», в словари я не заглядывал, понятия эти не определял, а лишь пользовался ими, как уже
сложившимися, разворачивая их в рамках
своих представлений. Теперь пришло
время «держать отчет», и
отметить либо свои неточности, либо принципиальную разницу между моими и приводимыми ниже формулировками и
представлениями, либо прямые совпадения,
которые будут мне скорее приятны, чем возбудят переживания
ревности к первооткрывателям, ибо
подтвердят правоту хода моего мышления (а то, что к важным открытиям я пришел на столетия и
тысячелетия позже, в том не моя вина,
зато некоторые понятия я понял глубже с учетом использования при
формировании системы взглядов современных знаний), обвинения же в откровенном плагиате и «сдироскопе» меня не пугают, ибо
ни перед кем отчет держать я не собираюсь,
кроме как перед собой; но
мне ли не знать, до каких представлений додумался сам, а какие
в ходе умозаключений, с некоторой долей сомнения, принял за
верные (пока, ведь нельзя же сразу во всем танцевать от
печки, и все термины, определения,
понятия вводить самому, большинством
из них приходится пользоваться «в готовом виде», это нормально). |
*** |
В философском словаре (1963г) Дух (лат. spiritus) – понятие, которое в
широком смысле слова тождественно понятиям идеальное, сознание как высшая
форма психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием
мышление. В истории философии различаю субъективный Дух (субъект, личность,
индивидуум), и объективный Дух
(общественное сознание), признание
которого ведет к объективному идеализму. Античная философия рассматривали Дух
как теоретическую деятельность (напр. Для Аристотеля высшей формой
деятельности является мышление в мышлении, наслаждение теорией). Однако Дух понимался и как сверхразумное
начало, познаваемое непосредственно, интуитивно. Такая точка зрения смыкается
с религией, согласно которой Дух – Бог, сверхестественная сущность, могущая
быть лишь предметом веры. Немецкая классическая философия
рассматривала Дух как деятельность самосознания. Так Гегель понимал Д., как единство самосознания и сознания,
осуществляемое в разуме; как единство
практической и теоретической деятельности Духа на основе практической; бытие духа есть его
деяние, хотя это деяние понимается только как познание. Дух по Гегелю
преодолевает природное и поднимается до
самого себя в процессе
самопознания. Материалистическая философия рассматривает Дух как
вторичное по отношению к природе. Для
античных материалистов. Дух есть
наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу. Материалисты 17-18 веков принимали Дух как
разновидность чувственного познания. Диалектический материализм не сводит
духовное к простой сумме ощущений и отвергает представление о нем как о
чем-то существующем независимо от материи.
Духовное есть функция высоко организованной материи, результат
материальной, общественно - исторической практики людей. Духовная жизнь
общества – общественное сознание выступает как отражение общественного бытия.
В то же время оно активно воздействует на общественное бытие, на практическую
деятельность человечества. |
Душа – термин, употребляемый иногда в
качестве термина психика. В представлении древних людей душа рассматривалась
как нечто материальное. В религии под
Душой понимается некая бестелесная и бессмертная нематериалистическая сила, имеющая независимое от тела
существование в «потустороннем» мире.
В идеалистической философии Душа отождествлялась с тем или иным
элементом сознания. У Платона это вечная идея, у Гегеля низшее, чувственное
проявление Духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная его сторона). В дуалистических учениях Душа понимается
как нечто самостоятельное и существующее наряду с телом (Декарт, Спенсер и
др).. В домарксовом материализме (Демокрит, метафизический материализм) душа
понималась как нечто вторичное, зависимое от тела, при этом Душа, психическая
деятельность сводилась к элементарным механическим или физико-химическим
процессам. Нередко даже отдельные философы материалисты допускали всеобщую
одушевленность. Научное объяснение человеческой психики было дано в философии
научного материализма. Окончательное опровержение не научных представлений о
Душе стало возможным только в связи с экспериментальным изучением психических
явлений, открытием объективного метода их исследования (Сеченов, Павлов). |
*** |
Любопытно наблюдать, как развивались
представления мыслителей, во многом
они схожи, дополняют друг друга,
древние глубоко проникали в суть
человеческой психики и мышления. Исходя из собственных размышлений и
жизненного опыта, я уже давно пришел к
материалистическому пониманию
устройства человеческой психики.
При этом, представляется
наиболее точным и полным определение Души,
данное Гегелем, как «низшего, чувственного проявления Духа в его связи с
материей» (не вдаваясь в
контексты всех его
умозаключений, эта фраза сама по себе для меня бесспорна – А.К.
), как и определение Духа, данное
им, который … «преодолевает природное и поднимается
до самого себя в процессе самопознания». |
Т.е. в представлении Гегеля Душа это не просто некая бестелесная нематериалистическая сила, но
чувственное «низшее» проявление
человека (Духа) в его материальной деятельности (связи с материей). Я понимаю роль Души так – она
управляет действиями человека на
подсознательном инстинктивном уровне,
но не только первичной
рефлекторикой, но также
( и это главное, высшее ее проявление)
управляет чувственными порывами.
Ведь когда нормальный человек видит творимое кем-то зло, в душе его «закипает праведный гнев и
ярость» и он бросается на негодяя в
попытке пресечь его. Это не
непосредственная его реакция на
физические раздражители, ибо сам он
органами чувств не испытывает физическую боль или страдания, но,
с другой стороны, это и не «разумная реакция», поступок,
совершаемый после анализа холодным разумом ситуации, насколько она опасна и неприятна для него -
это поступок «по зову души». Совершать
реальное действие человек может взвешенно, продуманно, рационально и
эффективно, но толкает его на то или иное действие именно Душа, а не
холодный разум – Дух в его «высшем проявлении». Т.о. Душа – это часть
Духа, определяющая на подсознательном чувственном уровне направленность
действий, можно сказать - концепцию
индивидуального поведения человека,
тогда как разум – сознание – Дух в своем проявлении определяет наиболее разумные действия в заданном
направлении. Эту деятельность Духа «в
его связи с материей» следует, на мой взгляд, считать деятельностью
«среднего» уровня (здесь мои
представления отличаются от формулировки Гегеля). И,
наконец, сугубо теоретическая
деятельность Духа (сознания) «высшего»
уровня, оторванная от
реальной, в которой Дух (сознание, интеллект) совершает работу по выискиванию
причинно-следственных связей в имеющихся
знаниях (добытых когда-то
практическим или теоретическим путем),
т.е. по их упорядочиванию и добыванию новых, то мышление в мышлении, от которого Аристотель испытывал «наслаждение
теорией». |
Так что,
на мой взгляд, нужно выделить
три уровня проявления Духа: на уровне
первичной рефлекторики живого организма – инстинктивного психоза, на чувственном уровне подсознательной практической (материальной)
деятельности, совершаемой по воле Души
(как «низшего», проявления Духа), и на высшем уровне - в сугубо теоретической (рафинированной интеллектуальной)
деятельности сознания - Духа. |
Тут
мне представляется верным
разделить «низшее» проявление Духа на две категории, чувственное, которое и следует понимать, как Душу, и сознательное, которое следует понимать как Дух, в смысле разум – интеллект, ибо это качественно разные ипостаси его
проявления, но и то и другое
происходит в связи с материей. Чувство определяет иррациональное
желание, а интеллект – рациональный
путь его реализации. С другой стороны,
по аналогии, можно было бы назвать рефлекторику (инстинктивные реакции
организма на внешние раздражители – неосознанные чувственные желания) низшим проявлением Души, тогда как духовные
чувства следовало бы назвать высшим проявлением Души (чувство
сострадания, сожаления, радости,
любви и т.д. ). Рефлекторную
деятельность живых существ я отнес к проявлению духа, ибо все живое имеет Дух, пусть и разного
уровня. Примитивные организмы имеют
Дух первого уровня, животные – первого и второго, и лишь человек – три уровня
Духа (но не каждый, а только
культурный). |
Однако можно произвести и другое деление
Духа на четыре уровня: самый низший - неосознанных чувств, проявляется в рефлекторном поведении живого организма,
над ним расположен уровень осознанных чувств,
еще выше находится уровень
сознания, обслуживающего реальные практические действия в связи с
материей, и четвертый высший уровень проявляется как мышление в мышлении. |
Т.о. философские и религиозные
категории Духа и Души отражают вполне научные представления о психофизических
процессах в человеческом организме, и, в частности, в его мозгу. |
Указанная трактовка моих представлений не
противоречит, а лишь разворачивает (но, может быть, дополняет) представления
Гегеля (как и многих других мыслителей, начиная с древних). Я не собираюсь
опираться ни на чей на авторитет, а
пытаюсь сформулировать свое мировоззрение, и если оно не совпадает с
чьим-то, даже общепринятым, меня это
уже не останавливает. Сейчас я внутри
себя не чувствую диктата авторитета даже самых великих мыслителей, какая-то шальная внутренняя свобода
заполняет меня в последние дни,
самонадеянное чувство собственной правоты и понимания сущего - они, великие древние, сказали свое слово, а
я должен успеть сказать свое. Нельзя
всю жизнь быть скромным, как говорил
Чехов устами своего героя «в науке надо быть хозяином, а не рабом». |
Признаюсь, прочитав
определения Гегеля, приведенные в философском словаре, я бы поражен тем, как точно он сформулировал суть Духа и
Души. Я не читал Гегеля, а знал о нем понаслышке, как об основателе диалектического метода
философии, глубоком мыслителе,
который, однако, «не дорос» до целостного материалистического
мировоззрения, впав в идеализм, последний
я всегда воспринимал как уступку научного метода мышления религиозному
догматизму. И только теперь, после того, как у меня выработалось
собственное выношенное физическое представление о мироустройстве, как я сформулировал для себя ответы на
главные вопросы философии, я
смог по достоинству оценить интеллектуальный вклад великого немецкого
мыслителя в науку наук – философию. Я потрясен близостью его мировоззрения с
моим, при том, что нас отделяет почти два века на оси времени. У меня не
достанет времени и сил для досконального изучения философии Гегеля, но в том и нет необходимости. Главное, что
он в основе подтвердил мои представления о таких важных категориях как Дух и
Душа, которые с учетом последних
достижений науки, могут несколько
трансформироваться и уточняться,
однако в основе оставаясь верными именно в философском смысле. |
Когда мы рассматриваем какое-то
явление, или устройство, то нас в
первую очередь интересует не его внутренняя суть, но то,
как его можно применить в жизни.
И человек научился использовать многие явления природы, например
огонь, не понимая суть физических процессов, происходящих при горении, так же
как силу ветра для судоходства, силу воды, не понимая причин вызывающих
ветер и течение воды. Так же
справедливо и при изучении таких сложных явлений Природы, как Душа, Дух,
Сознание - ученый не может сразу ответить на всю
совокупность смежных вопросов, что
предполагает широчайшие и глубочайшие
научные знания, большой объем опытно-экспериментального материала, которые в достаточной степени не в
состоянии предоставить современная наука, но
из этого не следует, что на поставленные вопросы нельзя ответить в
принципе, и, тем более, что не стоит
пытаться это делать. Именно так и надо
относиться к научному наследию великого немецкого философа (как и
других). Весьма ценной является формулировка Гегеля:
«.. бытие духа есть его деяние, хотя
это деяние понимается только как познание..».
|
Тут я хочу остановиться подробнее и
связать воедино представления философа начала 19-го века и ученого
радиофизика и специалиста по системам управления К.Петрова конца 20-го века (см. выше).
При всей разнице этих одаренных людей с сильным интеллектом, попытавшихся составить свою картину мира в
его развитии, в уровне естественно научного и философского знания, они пришли во многом к близким выводам о
наличии некоего Высшего Разума, который управляет миром, при
том, что ни тот, ни другой не говорят о существовании Бога, в том
виде, как это трактуют религии. Но и
тот и другой говорят о некоем Идеальном Факторе, влияющим на жизнь людей и
человечества в целом. Когда Петров
(военный радиоинженер) говорит о существовании неких полей (энергетических
сгустков ), несущих информацию, которые взаимодействуют с другим мощным полем
(эгрегором), которое существует и
после смерти людей, и которое определяет их поведение, то что это, как не
идеализм чистой воды, переделанный на
современный манер? Тут я с ним не
согласен в принципе. Но, с другой стороны, очевидно, что пока человек жив и в
его организме, и мозгу в частности, происходят электрохимические процессы, он
излучает определенную энергию в окружающее пространство, причем энергию
структурированную, а значит содержащую информацию. Вот с этого места
подробнее. |
Я уже говорил, что в отличие от К.Петрова я не считаю информацию свойством
структурированной материи, информация
без сознания, которое ее воспринимает, сама по себе не существует.. Информация - это мера нашего знания о структурированности
вещества или наблюдаемого процесса (рассматриваемых объектов материального
мира), физически она отображается
(«зарыта» в мозгу) в виде некоего
образа - структурированной электромагнитной энергии в мозгу человека -
совокупности возбужденных нейронов коры головного мозга, в сущности, это электромагнитный сигнал в
«замороженном виде». Преобразование
информации – мыслительный процесс
сопровождается формированием новых образов. Результатом этого
энергетического процесса является
излучение в окружающее пространно электромагнитной энергии, но также формирование новых структур
возбужденных нейронов, которые
содержат уже другие образы (информационные «файлы»). Именно это деяние - трансформация образов из одних в другие, и
есть мыслительный процесс, который
ценен сам по себе, ибо он сопровождается получением новых знаний на основе исходных данных, полученных в
результате чувственного опыта
(реальной деятельности), эти
знания имеют материальное
выражение в виде энергетических
образов – содержащих информацию о закономерностях окружающего мира, она
запечатлевается в мозгу так же, как запечатлевается информация в
кристалле, в виде состояния ячеек
памяти (в + и -, возбужденном и невозбужденном состоянии нейронов). Как выбитые в камне буквы -
структурированные фрагменты материи - несут в себе определенную
информацию, так же в мозгу информация отражается в виде структуры
возбужденных нейронов. Более детально процессы мышления и высшей нервной
деятельности человека мне не известны, и тем более они не были известны
Гегелю, что, однако, не помещало ему правильно сформулировать тезис о «бытии духа» - как о мыслительном процессе
в мозгу человека. Так что ничего
нереального «идеалист» Гегель в своем
философском определении сознания и духа не сказал. |
Именно так и происходит возвышение
человека в процессе его мыслительной деятельности: от чувственных
(инстинктивных) позывов совершения
нравственных поступков служения
ближнему, обществу – проявлений
потребности души (центра выработки физических желаний), до
осознанного понимания им Высшей
Идеи - Концепции Общественного Развития и формирования у него устойчивого
философского научного мировоззрения и гражданской политической позиции. |
Если низший уровень сознания (Духа) -
Душа обслуживает тело в его реальной деятельности, то высший – Дух, обеспечивает связь с
эгрегором, которому он
принадлежит, а также служит Высшей Идее. Такое представление интеллектуальной и
психической деятельности человека является логически завершенным и
отражающим работу высшей нервной
системы человека, состоящей из двух
контуров – верхнего и нижнего. При этом надо понимать, что высшая нервная
деятельность человека базируется на рефлекторной деятельности его
организма, который и является
«материальной основой» сознания – разума -
Духа. Так мне представляется
триада материалистического видения
мира. |
Далее я попытаюсь рассмотреть
физику материальных процессов проявления Духа. |
|
|
Константин Абакумов январь - февраль
2012г |
(Из
серии: «Зачем дается жизнь». Часть 14) |