Коллективный разум и эгрегоры |
|
Информация, конечно же, передается
через физически существующие каналы связи,
посредством, полагаю, прежде
всего, электромагнитных полей, как это
происходит повсюду в наш технологический век, но когда-то она передавалась через гонцов, которые переносили
депеши, письма, а также передавали устные сообщения. Большие объемы информации передавались из
поколения в поколения через книги (в
логическом формате), но также произведения искусства (на
чувственно-эмоциональном уровне). С
одними людьми, порой далекими во
времени и пространстве, возникало «родство душ», по отношению к другим возникало
отторжение. Так возникали эгрегоры. |
Примечание. Ни в
Краткой Советской Энциклопедии,
ни в философском, ни политехническом,
словарях, на в словаре Ожегова определения этого слова я не нашел.
Лишь в Интернете, этом поле новейшей информации, дается определение эгрегора. Эгре́гор (др.-греч. ἐγρήγοροι
— стражи) — в оккультных и новых (нетрадиционных) религиозных движениях —
душа вещи, «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями людей и
обретающий самостоятельное бытие. |
Поскольку оккультных «наук» я не
признаю в принципе, при том, что в
наш «темный век» околонаучных
шарлатанов и около религиозных мракобесов
развелось тьма, то дам свое определение этого слова,
которое совпадает в целом определением с данным К.Петровым в книге «Тайны управления человечеством», при том, что некоторые аспекты этого широкого
понятия я развернул, а некоторые представил по-своему (при всем уважении к
К.Петрову я не могу с ним во всем согласиться). Что же касается всякого рода наставников,
типа Анатолия Некрасова или Лазарева,
или Мегре и им подобных «открывателей истины», то их «просвещенное» мнение мне глубоко
неинтересно (при том, что не могу не признать наличия у них
определенных способностей к увещеванию).
Есть люди с высокой энергетикой, способные вводить в транс, или
гипноз, как отдельных людей, так и большие людские массы, как, например, Кашпировский, который заставлял раскачиваться в такт стадионы, по поводу него до сих пор идут споры, кто он, великий маг
или шарлатан. Строго научных методов
изучения подобных явлений пока
наверно нет, потому и в науке о
психологии четкого ответа на этот
феномен также не существует. Однако
трезвомыслящий человек вряд ли поддастся
внушениям Кашпировского, и
последний будет его интересовать лишь с точки зрения изучения его
выдающихся способностей. Можно,
конечно, в определенном смысле,
говорить об эгрегоре Кашпировского,
который затягивает в себя людей определенного типа, весьма
распространенного, склонных к психозу
и внушению, к чувственному
восприятию, но, полагаю, есть вещи гораздо более интересные и важные, касающиеся жизни каждого из нас, которые
являются предметом рассмотрения,
как философии - науки наук,
так и физики - науки изучающей явления природы во всей их полноте. Только наука может дать ответы на
фундаментальные вопросы бытия,
только научные методы позволяют
опыт за опытом, как через
натурные испытания, так и физико-математическое моделирование представить и
понять объективную картину мира, с каждым новым опытом все более детально и
ясно, и определить место человека в этом мире. Конечно, на многие вопросы она пока не дает
ответов, и так будет, наверно, всегда,
ибо «чем больше мы знаем, тем больше
возникает вопросов». Но другого пути
познания просто нет, ибо только она
честна до конца и не предлагает
что-либо принять на веру, при том, что
вера, это всегда субъективный выбор, и
тот, кто контролирует ее внедрение в массовое сознание, получает рычаги
влияния на людей и возможность управления
ими в своих интересах
(выдаваемых за божественную волю).
Если в результате исследования не получено доказательств какой-нибудь
научной гипотезы, настоящий ученый не
будет заполнять вакуум знаний своими фантазиями. Ибо деятельность ученого
подчинена высокой цели – снижению неопределенности, энтропии,
хаоса, и увеличению детерминированной
компоненты в окружающей информационной и материальной среде, что достигается путем увеличения объема знаний о природе
вещей и причинно-следственных связях (т.е. о существующих в природе
закономерностях), в результате научной
деятельности (как опытно-экспериментальной, так и теоретической). В отличие от ученых, шарлатаны всех мастей
вакуум непонимания заполняют своими
домыслами, тем самым создают сложный
калейдоскоп отрывочных, бессистемных знаний,
не проясняя ситуацию, а лишь запутывая ее, что не позволяет человеку и обществу принимать эффективные
решения в своей текущей практической
деятельности и планировать действия на будущее. Наука дает человеку знания и силу,
мракобесие делает его игрушкой в чужих руках, лишая разума и воли. |
Я писал уже, в частности в статье «Три
уровня моделирования социальных систем» и других работах о формировании внутри общества
«коллективного разума». Но эгрегор,
это не коллективный разум, точнее его
определить как коллективный дух. Это
сообщество именно родственных «душ»
(людей обладающих интеллектом,
и «социальным чувством» -
альтруизмом), способных к единению
через понимание общей цели
(интеллектуальное единство), и через
чувство взаимной любви – братство. Но есть и эгрегоры «злых душ». |
В чем тут разница? Под коллективным разумом
обычно подразумевается совместный интеллект и дух некоторого
сообщества людей, связанных между
собой информационными каналами
связи. Например, под ним понимают коллективное
сознание народа, т.е. совокупное сознание людей, связанных единой культурой, языком, историей, компактно проживающих на
какой-то территории (называемой
страной). Однако внутри каждого
народа существуют разные социальные группы населения, обладающие различным мировоззрением, т.е. являющиеся приверженцами различных
концептуальных установок. Говоря о мировоззрении надо понимать под ним не только
миропонимание, которое во многом определяется
образованием – полученными знаниями,
но и мироощущение – эмоциональное восприятие, систему этических и
эстетических ценностей, нравственных
установок, которые определяются
условиями формирования личности,
воспитанием, но также и природными
наследуемыми свойствами – психикой и физическими данными. |
Т.о. Коллективный разум – общественное
сознание, включает в себя разные эргегоры,
их может быть много. Они так же
как люди, могут испытывать тяготение друг у другу, и напротив, отторжение.
Между ними может быть симбиоз, как между разными принципиально существами, но
сосуществующими с взаимной пользой,
может быть ксения – автономное существование без пересечений и
конфликтов (своего рода «ортогональное» сосуществование), но может быть
смертельная борьба до уничтожения противника (антагонизм). |
В дальнейшем я буду использовать понятие
эгрегор, ибо оно точно определяет
весьма сложное явление, понимание которого принципиально важно
для понимания глубинных причин, задающих движение исторических процессов в
обществе, эволюцию последнего в сторону
прогресса, или, напротив, регресса. |
|
Константин Абакумов январь - февраль
2012г |
(Из
серии: «Зачем дается жизнь». Часть 13) |