О случайностях и закономерностях

в различных  естественных и социальных процессах

с позиции физики  и философии.

 

О высшем разуме, душе и эгрегоре.

 

     Вопросы не простые.  Но  «..не замахнуться ли нам …? ».

     Задумываясь над столь фундаментальным вопросом, можно долго приводить высказывания философов, мыслителей, религиозных деятелей всех времен и народов.  Но хочется понять и сформулировать все самому,  а не брать на веру, так уж устроены люди (не все, разумеется, есть немало таких, которые предпочитают слушать проповедников и принимать предлагаемую готовую систему взглядов – идеологию, вероисповедание, концепцию,  так жить гораздо легче,  но это ведомые, те, кто не стали в полной степени людьми, это «человеческая биоплазма» -человеческий организм, в ком не зажглась (еще, а может,  не зажжется уже никогда?) искра познания,  но душа и мозг уже просят пищи).   Меня всегда волновала неопределенность научной концепции мироздания,  и, прежде всего, в части места человека во вселенной,  понимания философского смысла его существования  (именно философского,  а не  религиозного),  хотелось  прибиться к какому-то берегу,  хотелось какой-то  ясности понимания самого главного, четко ответить (хотя бы для себя) на вопросы - кто я?, зачем я?, (и зачем все окружающие), найти Смысл  и главное дело жизни.

    Сейчас, в более чем зрелом возрасте (не хочется говорить в старости, народная мудрость гласит: «Никогда не говори о себе плохо, это сделают другие») я хочу изложить свою концепцию -  следуя этой цели я и назвал настоящий сайт. И сделаю это с позиции  убежденного атеиста, придерживаясь научных подходов, при том, что ко всем  истинно верующим людям испытываю глубокую симпатию.  

    При изложении своих взглядов буду  в основном опираться на известные мне физические представления,  и в меньшей степени на философские, зачем лезть на чужие грядки,  тут я вряд ли скажу что-то новое,  к тому же философов и без меня хватает,  и без меня тумана  есть кому напускать;  а, кроме того, хочется чего-то более точного и конкретного, бесспорного, ясного и с формулами, а это уже прерогатива физики.  

     Физический подход обеспечивает  как беспристрастную оценку действий человека со стороны общества, по критерию энергетической эффективности функционирования всего общества    (- социальной информационно-энергетической системы),  так и по критерию  энергетической эффективности функционирования собственного организма (который,  в определенном смысле, является информационно - энергетической системой биологического  типа).  При том, что философия дает целостное видение любых  явлений и процессов разного уровня, происходящих в материальном мире,  в том числе и самых сложных, определяющих формирование человеческого сознания.   Поэтому, по моему глубокому убеждению, применяя и тот, и другой подход,  изучение любого процесса и явления надо начинать все же с физики (химия  - это физика на молекулярном уровне),  и лишь потом, овладев более конкретным знанием, переходить к более общему.  Можно, конечно,  двигаться в изучении   материального мира циклично,  после набора данных физических наблюдений и их обобщений переходить к философскому осмыслению полученных результатов, а затем опять заниматься физическими опытами и исследованиями.  Но обычно все это идет параллельно, физики и философы занимаются своим делом одновременно, при этом  каждый серьезный физик имеет свою теорию мироздания,  а каждый философ свысока смотрит на физиков, как на узких профессионалов.  Мое преимущество над ними в том, что мне не надо никому ничего доказывать, ни право на звания, ни на материальное вознаграждение (за, поверьте,  не легкий труд по формулированию своих мыслей), ни на должности, не собираюсь я и защищать диссертацию  (ныне принято  бравировать учеными званиями и дипломами).   Я даже свободен от амбиций,  поздно о них уже думать,  даже если их и удовлетворю, то дивиденды от этого  получить не успею.   Мне лишь  хочется удовлетворить свою любознательность и естественный интерес. 

     Помните Ф. Кривина:  «Доктор Фауст, хватит философий, и давайте говорить всерьез…..»..  И на предложение Мефистофеля старый Фауст отвечает :  «Что осталось мне от жизни?  только опыт, мне осталась непокорность заблужденьям,  мне остался вечный поиск - дух сомненья,  а  еще осталась вера в миф и небыль, в то, что наша атмосфера, это небо, что космические искры – это звезды,  мне остались мои мысли – свет и воздух…».  « Доктор Фауст, хватит философий,   и давайте говорить всерьез» -. Мефистофель повернулся в профиль, чтобы резче обозначить хвост. Все темнее становилась темень, за окном неслышно притаись, за окном невидимое время, уносило жизнь за  пядью пядь,  и в старинном кресле неподвижно, близоруко  щурился на свет, доктор Фауст, маг и чернокнижник – утомленный старый человек». 

      Фауст (у Ф Кривина) отказался от предложения дьявола,  я бы тоже не принял его,  но даже и в рай не хотел бы попасть. Я есть то, что есть, и свой век должен прожить, как считаю нужным.  Все искусственные жизни, это уже не я, и мне это не нужно.  Мне интересно и приятно лишь то, что я сумею сделать сам, что сделает и меня самого лучше и совершеннее,  ибо я освою новое дело, получу новое знание,  испытаю новое чувство.  А то, что подарит кто-то бесплатно, цены не имеет,  в том числе и вечная жизнь.

     Стив Джобс, великий капиталист и умный человек, незадолго до кончины, будучи смертельно больным, сказал»  «Самое великое достижение жизни это смерть..».., ибо она не дает остановиться процессу развития (по памяти А.К.).  Надо быть честным и не заслонять собой путь другим поколениям,  которые должны свершить то, для чего пришли в этот мир, и после этого тоже покинуть его. 

***

      Всякое живое существо, появившись на свет, несет в себе заложенную на генетическом уровне программу действия, эта программа определяет его поведение в разных ситуациях, которое способствует выживанию с учетом существующей опасности,  либо надвигающейся. Интеллект определяет способность предвидеть развитие ситуации,  и рассчитать свои упреждающие действия:  в том случае если надвигающуюся опасность представляет противник (субъект – человек, животное) - на некоторое количество шагов  (его и своих ответных действий) вперед, если   природный процесс – его развитие во времени.  Степень точности оценки ситуации  и  эффективность производимых контрдействий и определяют уровень интеллекта.   Если первичную  реакцию на любое внешнее воздействие определяют  инстинкты самосохранения (первичная сигнальная система – вегетативная нервная система), то стратегия поведения (действия на перспективу), и тактика  (ближайшие действия, исходя из ситуации, сложившейся на текущий момент) задается  головным мозгом (второй сигнальной системой).  Таково устройство системы самоуправления  человека, говоря техническим языком, его структурная схема и принцип действия в самом общем виде.  Рассмотрим их подробнее по мере усложнения и культурного развития  человека.

     Что движет им?   Человек религиозный скажет - душа, и будет прав, но лишь частично,  ибо,  строго говоря, с научной точки зрения души не существует  (во всяком случае, ее существование не доказано,  хотя якобы проводились опыты над умирающим человеком,  его тело взвешивали при жизни и после наступления смерти,  и  в момент смерти вес человека уменьшался на 9-15 грамм, а из места в области солнечного сплетения вылетал некий светящийся (в определенном диапазоне излучений) сгусток, наподобие шаровой молнии.   Лично я не верю в точность измерений,  ни в правильность  постановки опыта, при том,  что практически  не сомневаюсь, что в момент прекращения работы мозга  (а он умирает последним, и именно его функционирование определяет  факт жизни человека) и прекращения функционирования человека,  как  биологического существа, тело должно изменить свой вес,  ибо энергия является формой существования материи.  Функционирующий мозг генерирует электромагнитную энергию,  активно работающий мозг забирает более 30% энергии организма.

При физиологических процессах в разных частях организма происходят биохимические реакции, которые также сопровождаются электромагнитными излучениями (выделение тепла – это уже  излучение в ИК - диапазоне).  Естественно, что прекращение этих реакций,  как и работы коры головного мозга, который управляет многими из них,  сопровождается изменением энергетики всего организма, а, следовательно, и его массы, а значит,  и поля его гравитационного взаимодействия с Землей (что и отражается в изменении веса тела).  Так что никакого  чуда тут нет, вопрос в другом, и он содержит количественный и качественный аспекты:

-  какой процент в массе организма составляет его «душа»;

-  в чем суть души, и где она размещается,  в какой части организма.

      Первый вопрос не столь  интересен, десять грамм весит «душа» или существенно меньше (больше), пусть им занимаются ученые (тут должно быть проведено множество экспериментов в разных условиях,  чтобы добиться высокой точности измерений и исключить случайные ошибки).    Куда интереснее второй. 

    Я не ученый физиолог, но попытаюсь ответить на него.  Но для начала я еще раз определю, что я понимаю под душой. Душа – эта есть некая энергетическая субстанция,  которая задает концепцию поведения человека.   (Более точное определение  дать не могу,  но мне представляется, что  существование этого энергетического сгустка  вызвано  концентрацией  электромагнитного поля, вырабатываемого всеми клетками организма,  ибо все они в большей или меньшей степени  оказывают влияние своей  «первичной волей»  на общую интегральную волю  всего человеческого организма,  формируя вкупе его  неосознанную биологическую инстинктивную, чувственную потребность -  «зов души».  Представления о душе как о «бесплотной» энергетической субстанции, обладающей интеллектом, и живущей  после смерти человека самостоятельной жизнью в некоем «эфире»,  кажутся мне совершенно несостоятельными,  хотя бы уже потому, что если бы это было так, то не было бы необходимости человеку иметь мозг,  а именно он производит интеллектуальную работу по переводу совокупности ощущений от органов чувств в некие  осмысленные образы,  отражающие с некоторой точностью объективно существующую реальность окружающего мира).  Именно концепцию поведения, а не его инстинктивные действия, которые задает вегетативная нервная система,  и не  сознательные действия, которые  формулирует мозг (вычисляя необходимые элементарные движения всех частей тела, и «расписывая» команды управления – возбуждающие импульсы поступающие по нервам  на различные его мышцы).  И вот тут мы приходим к самому главному – если вегетативная нервная система и мозг, являются частью организма, и его полной «принадлежностью»,  и их функция состоит в обслуживании первичных его материальных  физических потребностей, то душа, это то, что стоит «над телом», и о ней разговор особый.  Душа (дух) принадлежит не только ему,  но и некоему сообществу людей,  тех, с кем он связан совместной  трудовой  и боевой деятельностью  по обеспечению выживания своего рода, племени, народа.

     Душа человека – это не его сознание.  Надо отметить, что тут часто происходит путаница, или умышленное смещение понятий.  Когда, например, говорят  о манипуляции сознанием (у С. Кара –Мурзы есть книга «Манипуляция сознанием»,  где он приводит методы манипулирования сознанием человека, полагая, что именно сознание человека определяет его поведение в всех аспектах),  то понимают под ним (сознанием) некий  «генератор концепции», задающий систему критериев оптимальности поведения, в соответствии с которыми интеллект («бездушная»  вычислительная машина организма, индифферентная к нравственным категориям) определяет наиболее целесообразные и эффективные действия человека. На самом же деле сознание - это  лишь беспристрастное «информационное» восприятие  окружающей действительности, которое осуществляется   через «интеллектуальную»  деятельность мозга, который обрабатывает информацию от первичных датчиков   о параметрах окружающей среды,  окружающих объектах и субъектах,  как бы «матрицу параметров фрагментов материи окружающего мира в некотором объеме пространства возможных действий».  Поведение человека определяет его воля, а воля в свою очередь задается «концептуальной властью» -  самой высшей из всех управляющих сил.   Концепция функционирования любой системы (в т.ч. человека и  общества) есть самый высший приоритет,   она определеляет «векторы целей».   На чувственном уровне вектор цели ощущается, как желание сделать то, или другое дело, совершить тот, или иной поступок  (действие вбирает в себя ряд поступков).  Человек не робот (во всяком случае, нормальный,  каковыми являются далеко не все),  поэтому  любой его поступок сопровождается чувствами,  совершая его, человек ощущает  физическое облегчение, удовлетворение, удовольствие, эйфорию, или напротив,  боль или физической страдание,  но  он способен также испытывать и  душевную радость, когда дело соответствует настрою души, или и душевную боль, когда  теряет близких по духу людей,  или переживание, когда приходится переступать через совесть,  или душевное страдание,  когда его морально унижают,  в одних случаях -  душа поет, в других -  плачет.   

     Человек так создан, что когда совершает правильное с точки зрения выбранных критериев оптимальности действие, т.е. в соответствии с вектором цели, задаваемым принятой им концепцией,  то получает положительные эмоции, и тем более сильные, чем более приоритетной является цель, которую он достиг своим действием  (еда доставляет удовольствие, общение с  любимой женщиной (мужчиной) доставляет наслаждение более высокого порядка,  есть, правда, и наслаждение творчеством, но это уже только для  культурных людей, у которых развиты  высокие  потребности).    Тут важно подчеркнуть, что требования души и тела часто различаются,  и  порой противоречат друг другу,  тогда у человека происходит раздвоение чувств,  одни требуют удовлетворения первичных потребностей, другие –  выполнения   обязанностей  (это раздвоение порой настолько тяжело переживается, что люди кончают жизнь самоубийством,  вот почему говорят, что «на свете счастья нет, а есть покой и воля»,  т.е. когда нет страдания от раздвоенности чувств,  но есть желание действовать по своей воле – это и есть высшее положительное ощущение человека). 

      Душа   формирует (внутри человека) вектор целей,  соответствующий «указаниям» «высшего разума», (божественного промысла –  говоря языком верующих),   либо, ведомая низменными чувствами, формирует  низкие,

 корыстные цели  удовлетворения  плоти и получения физических наслаждений, 

тогда как  интеллект, в процессе обслуживания организма (всего тела, как совокупности органов - эго) производит просчет наиболее выгодных вариантов действия для достижения поставленных перед ним душой целей, и в дальнейшем по ходу развития ситуации производит постоянную коррекцию выбранного алгоритма действия,  и выработку управляющих команд на исполнительные органы (руки. ноги, тело и внутренние органы  (тут еще раз подчеркнем, что сам мозг – материальная база интеллекта – разума,  индифферентен  в нравственной оценке тех или иных потребностей организма, т.е. в их целесообразности, или нецелесообразности по критерию  общественных,  или еще более высоких  интересов). Душа (добродетельная) требует (через вызываемое свыше духовное  желание)  выполнить должное (долг),   а  организм - через  инстинкты,  или  осознанные  разумом желания   требует  служению эго.  Между этими противоречивыми желаниями происходит борьба, исход которой зависит от уровня воспитанности человека, его окультуренности.  Чувство долга (желание выполнить  долг)  с одной стороны,  и чувство совести - внутреннее табу – ограничение на удовлетворение инстинктивных потребностей – это те пряник и кнут, через которые «высший разум» правит человеком.  

     Так что,  понятия души и совести это не какие-то сантименты, но вполне поддающиеся оценке с точки зрения кибернетики (научной,  объективной и формальной) категории.  Именно душа  (дух человека) обеспечивает его связь с высшей волей,  высшим разумом, который определяет его концепцию поведения, и во многом  его конкретные векторы стратегических и тактических целей,  на которые оказывает влияние и  эго.  В целом поведение духовного человека можно  описать так – он следует к высшей цели, но  на своем жизненном пути отвлекается на удовлетворение потребностей плоти - организма,  функционирование которого требует  питания, отдыха, а  также  часть сил и времени выделяет на  саморепродукцию - продолжение рода,  для обеспечения своей замены после физической смерти.   Дух (душа) человека,  подчиняя его  некоей концепции существования,  делает его частью общества,  тем самым, расширяя его присутствие в пространстве  (до пространственных границ  распространения  его общества – народа - человечества),  и продлевая его  присутствие во времени – человек жив,  пока живет о нем память потомков, пока продолжается дело, которому он служил.. 

 

 

 

     Константин Абакумов январь - февраль 2012г

(Из серии:  «Зачем дается жизнь».   Часть 10)

 

Используются технологии uCoz